«Надо бороться не с безработными, а с безработицей»

В Министерстве труда не обсуждают «налог на тунеядство»

Минтруд опроверг слухи о подготовке закона по налогообложению тунеядцев. В пресс-службе пояснили, что сейчас обсуждается только возможность легализации занятости. Ранее 12 мая идею «налога на тунеядство» упомянул замглавы Минтруда Андрей Пудов. Он сослался на опыт Белоруссии, где подобная мера уже действует. С 2015 года и белорусы, и иностранцы, которые постоянно живут в стране, но не платят налоги, должны ежегодно перечислять в бюджет около $250. Полностью экстраполировать опыт Белоруссии на Россию нельзя, однако в определенном виде такой налог может появиться, считает депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Андрей Анохин. Он занимался разработкой законопроекта о наказании для тунеядцев.

Фото: Елена Жунова, Коммерсантъ

«В Белоруссии проблема заключается в том, что есть рабочие места, но уезжают белорусы в другие страны работать. С другой стороны, когда мы обсуждали мой законопроект в регионах, мы пришли к консенсусу, что можно вводить ответственность для так называемых "золотых" тунеядцев, которые совершают крупные покупки, ездят на дорогих авто, живут в особняках, но нигде официально не работают. Такую ответственность для тунеядцев, конечно, нужно вносить. От миллиона рублей в год, должна быть представлена справка, откуда взяты эти деньги. 1 млн руб. взят из средней зарплаты по регионам», — рассказал «Коммерсантъ FM» Анохин.

В Белоруссии по закону от уплаты налога на тунеядство освобождаются те, кто провел в стране менее полугода. Также под выплаты не подпадают родители детей-инвалидов до 18 лет, мать или отец, воспитывающие ребенка до семи лет, адвокаты, нотариусы, студенты дневных отделений. Как сообщили недавно в Министерстве налогов и сборов страны, с августа прошлого года добровольно согласились заплатить налог чуть более 2 тыс. человек. При этом, согласно недавнему постановлению белорусского Совета министров, тем, кто уклонится от выплаты, грозит административный арест. А президент страны Александр Лукашенко ранее даже предлагал построить специальные лагеря для трудоспособных неработающих граждан.

«Если он трудоустроен — он обязан работать, "обязанный" — вы их называете, и он не работает — почему мы дальше не принимаем к ним меры? Значит, им надо создать лагеря соответствующие, огородить колючей проволокой и заставить работать на своих детей», — отметил Лукашенко.

Инициативы по введению наказаний для неработающих трудоспособных граждан появлялись в России несколько раз. В прошлом году глава Минтруда Максим Топилин заявлял, что налог на тунеядство вряд ли появится в стране. Реализовать подобную меру практически невозможно, считает первый зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко.

«Надо бороться не с безработными, а с безработицей. Не надо распыляться на мелочи, определенный процент люмпена существует в любом обществе. В условиях рыночной экономики применение методологии и терминов, которые пришли из нашего планового прошлого, мне кажется не самым лучшим и не самым правильным способом. В рыночной экономике должны работать другие механизмы. Мама, домохозяйка — кто будет оценивать, должна она работать или не должна? А человек творческой профессии? Когда четко все это в законе прописать нельзя, начинается вкусовщина», — уверен Тарасенко.

В Кремле заявили, что вопрос о налоге на тунеядство — это прерогатива правительства, и единой позиции на этот счет нет.

Анастасия Парфенова

Вся лента