Что такое Кудрин-2.0?
Глава рабочей группы Экономического совета при президенте Алексей Кудрин предлагает, в частности, повышение пенсионного возраста. С концепцией Кудрина конкурируют программы Столыпинского клуба и Минэкономики.
Павел Медведев, финансовый омбудсмен:
— В каком качестве он вернулся, формально понятно, содержательно — не очень. Очевидно, он приглашен в качестве приближенного человека, в небольшой степени — консультанта. К нему и надо прислушиваться, ведь Кудрин человек стоящий. Его принято ругать, хотя ругают чаще за то, за что я хвалил бы. Кудрин не позволяет себе слишком грубых ошибок, но вот что сейчас можно сделать положительного, даже его руками, мне непонятно.
Степан Демура, финансовый аналитик:
— Правильно сказал Виктор Геращенко: зовите Кудрина, если хотите жить в дерьме. Что начало рушиться в 2012 году и продолжает рушиться? Кудриномика! То, что нас пронесло в 2008 году, это не заслуга Кудрина — просто развернулись товарные рынки. Суть кудриномики — это модель колониальной экономики, когда страна ничего не производит, все импортируется, а экспорт состоит из сырья. И все нефтедоллары, приходящие в страну, уходят в виде импорта и поддержки и финансирования бюджетных дефицитов стран-метрополий. И какие у него рецепты по выходу из кризиса? Повышение пенсионного возраста и налогов.
Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики:
— Люди, которые не общаются часто с власть имущими, могут позволить себе некие свободные взгляды. Когда попадают во власть, ведут себя более сдержанно. С приходом Кудрина вряд ли стоит ждать изменения курса, по крайне мере до президентских выборов. Будет ли президент действовать решительно потом, вопрос. Для решительных действий у Путина уже были возможности. И вряд ли Кудрину позволят реализовать некую макролиберальную программу.
Константин Бабкин, председатель совета ТПП по конкурентоспособности и развитию промышленности:
— Кудрин — это продолжение политики, заложенной при Ельцине и Гайдаре, отрицающей необходимость планирования, поддержки и развития несырьевого производства в России. Есть понимание, что надо что-то менять: либо активизировать существующую политику, либо совершать крутой поворот. Но, видимо, не появилось воли, чтобы совершить этот поворот.
Валентин Катасонов, профессор кафедры международных финансов МГИМО:
— Очень странная фигура. Он наполовину общественник, наполовину член управленческой команды. Я негативно оцениваю его деятельность на посту министра финансов — он основатель стабфонда с большими валютными резервами, то есть с деньгами, которые были выведены из обращения и работали на экономику стран-эмитентов. А когда был обвал рубля в 2014-м, Кудрин возглавлял наблюдательный совет Московской валютной биржи. Он оказался просто зиц-председателем. В другой стране его сняли бы и были бы серьезные последствия, а у нас даже расследования не было о роли валютной биржи и лично Кудрина.
Сергей Борисов, председатель попечительского совета "Опоры России":
— Во-первых, Кудрин трижды признавался экспертами лучшим министром финансов в мире. Во-вторых, он в рамках КГИ вкусил в полной мере основ гражданского общества. И в-третьих, у президента есть доверие к Кудрину, и он полагает, что такой человек может сформулировать повестку дня на будущее.
Оксана Дмитриева, депутат Госдумы:
— Реанимация Кудрина — только во вред. Сегодняшние стагнация и кризис — это результат работы Кудрина. Он бездарно использовал десятилетнюю сверхблагоприятную конъюнктуру. Такой конъюнктуры у России может не быть уже никогда. Мы отброшены на 20 лет назад благодаря бездарной работе Кудрина. И сейчас он ничего нового не предлагает. Видимо, надеется, что цены на нефть начнут расти и он опять сможет объяснить улучшение своей гениальностью.
Олег Буклемишев, директор Центра исследования экономической политики:
— А куда он вернулся? Ему долго искали место, но не нашли. Он пришел на должность в некоем общественном органе. В таком назначении главное не личность, а наличие у него команды. Пока есть абсолютно нематериальное явление.