Когда исчезнут банки

Центральный банк, принимающий вклады и выдающий кредиты. Кредитных карт нет — ими служат различные части тела. К такому будущему готовится глава Сбербанка Герман Греф.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Выступая перед выпускниками бизнес-школы "Сколково", председатель правления Сбербанка Герман Греф объявил о возможном исчезновении банковской системы в ее нынешнем виде. По мнению главы Сбербанка, на смену банкирам придут роботы. "Я долго думал, есть ли хотя бы одна функция, где мы можем себя как-то задействовать. В принципе все функции, включая функцию CEO (Chief Executive Officer; высшее должностное лицо компании: гендиректор, председатель правления, президент.— "Деньги"), постепенно замещаются алгоритмами. Все может закончиться тем, что банковская система станет одноуровневой, а мы с вами будем открывать счета в Центральном банке. То есть банки исчезнут с карты, как и многие другие бизнесы. По-честному говоря, я себя готовлю к такому будущему",— цитирует Германа Грефа "РИА Новости".

Получается вроде бы как в песне из фильма "Приключения Электроника": "До чего дошел прогресс,// Труд физический исчез,// Да и умственный заменит// Механический процесс.// Позабыты хлопоты, остановлен бег,// Вкалывают роботы, а не человек". Да и рассказывал Герман Оскарович об этом цифровом и насквозь прогрессивном будущем передовому отряду борцов за светлое и инновационное будущее.

По идее, это должно было бы звучать оптимистично, как некий позитивный итог происходящих сегодня изменений. А получилось все равно грустно. "Я не уверен, что на похороны банковской системы придет очень много людей... Я не знаю людей, которые очень сильно любят банки",— сказал Греф. То есть ближе к тому, что спел в 1996 году Юрий Шевчук: "Я вымираю, я ненужный вид". Собственно и лекция главы Сбербанка называлась "Эволюционируй или вымрешь".

В качестве одного из шагов этой эволюции глава Сбербанка предсказал исчезновение в ближайшем будущем банковских карт. "Мы сегодня используем технологию сканирования ладони. Когда мы вас сможем идентифицировать, карта будет не нужна",— заявил он.

Казалось бы, карточки — неважная частность на фоне глобальной апокалиптической картины, нарисованной лектором. Но это очень показательный пример. Различные способы оплаты без применения карт по всему миру тестируются не один год: и по отпечаткам пальцев, и по радужной оболочке глаза, и по отпечатку ладони, даже просто по выражению лица. Более того, в ноябре 2014 года в Шанхае компания Genuine Imported Food внедрила оплату по капиллярной системе лица и рук — их сканируют тепловизионные камеры на кассах. Система называется Face Pay.

Но пока все эти инновационные способы не находят массового применения. Все дело в том, что человек — существо на редкость консервативное. И особенно — когда речь заходит о безопасности его кошелька. Достаточно сказать, что первые банковские карты появились в начале XX века, в середине прошлого столетия они приняли современный вид и образовались действующие до сих пор платежные системы. И с самого начала пошли разговоры, что банковские чеки вот-вот исчезнут. То есть этим разговорам уже сто лет, а чеки все еще существуют.

Да и с полностью автоматизированными отделениями один из немецких банков много лет назад проводил эксперимент. Предполагалось, что банкиры сэкономят деньги, а клиентов новшество избавит от очередей, которые образуются из-за необходимости общаться с операционистками. Но оказалось, что спрос на подобные "бездушные" способы обслуживания крайне низок, потому что клиентам требуется, помимо прочего, живое человеческое общение.

Герман Греф больше других должен знать о косности человеческого сознания, ведь именно после его прихода в Сбербанк тот начал приучать бабушек пользоваться терминалами и банковскими картами для оплаты коммунальных платежей. Но судя по моим наблюдениям, отучить стариков платить за квартиру наличными пока не очень получается: как ни зайдешь в отделение, пара-тройка человек преклонных лет всегда сидят, ждут очереди, чтобы пообщаться с девушкой "в окошке".

Так что эпоха, когда останется один Центральный банк, в котором все мы будем открывать счета, а он будет нас обслуживать с помощью алгоритмов, в обозримом будущем не просматривается. Да и не допустит такого развития событий Федеральная антимонопольная служба России.

Впрочем, возможно, Герман Оскарович намекал, что Банк России в некотором отдаленном будущем передаст функции надзора Сбербанку, где ЦБ, кстати, главный акционер. Нельзя исключать также, что банкир имел в виду, что в мире вообще останется только один банк. В общем, не будет ничего — одно сплошное телевидение, как говорил телеоператор Рудик из фильма "Москва слезам не верит".

МАКСИМ БУЙЛОВ

Вся лента