Чудовище при деньгах
Сколько вытянет у зрителей «Финансовый монстр» от режиссера Джоди Фостер
Российский зритель получает возможность взглянуть на "Финансового монстра", фильм Джоди Фостер. Тема, выбранная сценаристами и режиссером, животрепещущая: махинации на рынке ценных бумаг, больно бьющие по обычным гражданам.
Джоди Фостер, двукратный обладатель "Оскара" в номинации "Лучшая актриса", садится в режиссерское кресло не очень часто: для Фостер-режиссера нынешний полнометражный релиз — четвертый за 25 лет. Сценарий фильма успел попасть в черный список 2014 года, то есть он получал самые высокие отзывы у редакторов киностудий, но никто не брал его в работу. Активным лоббистом проекта следует считать продюсера Дэниела Дубицки, чуть было не получившего "Оскара" за лучшую картину 2009 года (романтическая комедия "Мне бы в небо"): он как раз организовал собственный продакшен The Allegiance Theater и решил сделать "Финансового монстра" первым фильмом новой компании. Поиски инвестора затянулись на несколько лет, но в итоге вокруг права проката в США даже возникла некоторая конкуренция — борьбу в итоге выиграла TriStar Pictures, принадлежащая Sony.
Основными звездами фильма стали Джулия Робертс и Джордж Клуни. Последний еще и подтянул к производству свою компанию Smoke House Pictures, которую основал на пару с продюсером Грантом Хесловом. Правда, на площадке голливудские знаменитости почти не пересекались: большинство своих сцен Робертс отработала в отсутствие Клуни, глядя на зеленый экран,— все из-за плотного рабочего графика обоих актеров.
Сценарий из черного списка вполне может воплотиться в прибыльную постановку. Любимчиком у критиков, правда, ей уже не быть. Агрегатор кинорецензий Rotten Tomatoes насчитал всего 54% общего рейтинга, причем актерский ансамбль и сценарий сработали в плюс, а на дно, полагают рецензенты, постановку тянут попытки режиссера совместить социально значимое высказывание, комедийные заходы и экшен со стрельбой. Несмотря на неоднозначное мнение профессионалов, "Финансовый монстр" неплохо стартовал в домашнем прокате. В первые выходные (13-15 мая) ему и вовсе удалось превзойти ожидания аналитиков: те пророчили $10-12 млн выручки, а в кассу упало аж $14,8 млн. На момент подготовки материала прокат в США позволил полностью окупить бюджет ($27 млн); в международном прокате создатели рассчитывают заработать не меньше и довести коэффициент кассового успеха (ККУ) до значения больше двух пунктов.
Для Джоди Фостер как для режиссера это будет достижением: из трех ее полнометражных работ только у дебюта ("Маленький человек Тэйт") получилось выйти в плюс. Однако даже утроение первоначальных вложений не поможет "Финансовому монстру" добраться до топовых позиций в списке самых кассовых фильмов, снятых режиссерами-женщинами.
Взять, например, замыкающего — всем известную картину "Шрек". В качестве режиссеров здесь указаны двое: новозеландский спец Эндрю Адамсон и Вики Дженсон, которую не раз называли одной из самых вдохновенных женщин--режиссеров Голливуда. Дженсон работала на многих проектах студии DreamWorks (можно упомянуть мультфильм "Подводная братва"). Что же касается "Шрека", то из проекта за жалкие $60 млн, которому предсказывали незавидную судьбу бедного родственника на пиру у Disney, она сделала культовую постановку, заработавшую $484,4 млн (ККУ — 8,07) и давшую старт прибыльной и популярной анимационной франшизе.
Четвертую позицию держит в меру скандальная одноименная экранизация книги "50 оттенков серого". Фильм поставила Сэм Тейлор-Джонсон, совсем не последняя фигура в артистической среде Великобритании и по-настоящему сильный человек. Она сумела избавиться от двух раковых опухолей. "Оттенки серого", на которые было потрачено всего $40 млн (это в 2015 году!), лихо прокатились по миру и принесли $571 млн, что дает лучший ККУ в пятерке — 14,27.
Похожая история с финансами у картины, занимающей третье место. Киномюзикл "Мамма Миа!" с песнями группы ABBA и Мерил Стрип в главной роли сняли за $52 млн — для этого жанра вполне обычные деньги, а дальше зрители (вероятно, главным образом зрительницы) всего мира убедительно доказали, что старая добрая романтическая комедия под неувядающий саундтрек способна намолотить здоровенную кучу денег. Намолочено было $609,8 млн (ККУ — 11,72). Ответственность за такой успех лежит в том числе на британском режиссере Филлиде Ллойд, которая до погружения в кино успешно работала на ТВ и в театре.
Верхние строчки рейтинга принадлежат мультфильмам. На второй находится продукт DreamWorks Animation "Кунг-фу Панда 2", который в 2011 году собрал $665,7 млн, что при бюджете $150 млн дает неплохой ККУ — 4,43. Режиссер здесь — уроженка Южной Кореи Дженнифер Ю Нелсон. Как утверждается, она единственная женщина, которой крупная голливудская студия позволила поставить картину без участия сорежиссера-мужчины. Характерно, что уже к третьей части DreamWorks не выдержала и приставила к Ю итальянского мультипликатора Алессандро Карлони.
Венчает топ-5 диснеевский мультик "Холодное сердце", безоговорочный хит 2013 года. $150 млн бюджета в его случае сказочным образом преобразовались в $1,276 млрд, поступившие в кассу (хватило на красивый ККУ — 8,5). Фильм стал настоящим финансовым феноменом, аналитики посвятили ему несколько работ, где пытались разобраться в причинах такого головокружительного успеха. Упоминались грамотный маркетинг, суперпопулярный саундтрек — и особая популярность у девочек 13-17 лет, которую в известной степени обеспечило участие Дженнифер Ли. Это первая женщина, получившая режиссерское кресло от Disney, пусть рядом и присутствовал режиссер-мужчина Крис Бак. Кроме того, она стала первой женщиной--автором сценария, которую допустили до режиссуры полнометражной анимации на большой студии, и, как легко догадаться, первой женщиной, заработавшей больше миллиарда одним фильмом.