Драгоценная порода
Алексей Тарханов о совместной выставке Van Cleef & Arpels и французского Музея естественной истории «Искусство и наука драгоценных камней»
ArtScience Museum в Сингапуре, построенный Моше Сафди, напоминает раскрытую руку. В этой руке сейчас драгоценные камни. Ювелиры из Van Cleef & Arpels и ученые из французского Музея естественной истории собрали выставку "Искусство и наука драгоценных камней". Она рассказывает о том, как земная история питает человеческое искусство.
Никола Бос, глава Van Cleef & Arpels, открывал ее вместе с директором парижского музея Брюно Давидом, его сингапурской коллегой Хонор Харжер и приехавшей по такому случаю в Сингапур Кейт Бланшетт. У выставки две части: 400 ювелирных украшений и 200 геологических экспонатов, которые дизайнеры Патрик Жуан и Санжит Манку попытались показать в единстве, проследив путь камня — от находки геолога до произведения художника.
Из Франции приехали шедевры Van Cleef & Arpels. Историк Катрин Карийу, занимающаяся музейной коллекцией марки, ищет и выкупает их на аукционах, наизусть знает имена клиентов и истории, связанные с их драгоценностями. И, еще важнее, дружит с нынешними владельцами, многие из которых согласились отдать принадлежащие им вещи на музейную выставку в Сингапуре.
Я помню огромную экспозицию Van Cleef & Arpels в Музее декоративных искусств в Париже в 2012 году. Выбор нынешний не менее впечатляет, потому что ничуть не хуже поданы главные экспонаты, настоящие шедевры ювелирного искусства. Причем создавались они в течение всей ван-клифовской истории, как во времена отцов, детей и братьев Арпельсов, в эпоху Рене Пюиссан и Рене Сим-Лаказа, так и в наши дни. Многие вещи добавились к коллекции совсем недавно, вроде браслета Carpe Koi, с которым мы познакомились два года назад на часовом салоне SIHH в Женеве.
Как это часто бывает со знаменитыми драгоценностями, вещи соединяют в себе элементы разных времен. В заглавной Bird Clip (1971-1972), украшавшей афишу и открывавшей выставку броши-подвеске, были соединены знаменитый желтый бриллиант 96,62 карата, принадлежавший в 1930-х оперной диве Ганне Вальской (его выкупили в 1971 году на Sotheby's), и райская птица из золота с изумрудами, сапфирами и желтыми и белыми бриллиантами.
У каждой вещи — своя история. Рубиновые Peony Flower уехали из Парижа в 1946 году к египетским принцессам. Мастера Van Cleef & Arpels придумали двойную брошь, состоящую из двух красных рубиновых пионов на одной бриллиантовой ветке. Один из них уже распустился, другой еще закрыт. Их можно было носить вместе и раздельно. Когда монархия исчезла, рубиновые пионы вернулись в Европу. Закрытый цветок находится сейчас в коллекции Van Cleef & Arpels. Открытый пион в последний раз появился на торгах в 1970-х. Никто не знает где он сейчас: в Америке, Японии, на Ближнем Востоке или, может быть, в России.
История Van Cleef & Arpels начинается в 1906 году, в ней 110 лет. Музей естественной истории тоже может праздновать круглую дату. 390 лет назад появился "Королевский кабинет" Людовика XIII, переживший Революцию, ставший научным центром минералогии (недаром на выставке можно видеть инструменты Рене-Жюста Гаюи, 1743-1822, основателя научной кристаллографии). Коллекции Museum national d'Histoire naturelle единственны в своем роде — тут и находки научных экспедиций, и царские подарки (вроде изумительного уральского малахита), и кораллы южных морей, и жемчужины в огромных перламутровых раковинах (природа не перестает создавать драгоценности).
Четыре века музейной истории — ничто по сравнению с возрастом экспонатов. Многие из них, вроде сапфиров Мадагаскара и Таиланда, рубинов Могока, изумрудов Колумбии, рождены миллионы лет назад. Одни в своем натуральном виде выглядят мусором, неважным камнем, пока не окажутся в руках гранильщика а затем и в оправе ювелира. Другие даже в породе впечатляют — как вросшие в мрамор рубины, лежащие в камне изумруды, межпланетные гости — части метеоритов и найденный в Альпах кристалл горного хрусталя, весящий 800 килограммов.
Процесс образования драгоценных камней представлен в залах, названных "Давление", "Температура", "Вода", "Кислород", "Жизнь", "Метаморфизм". В каждой из витрин есть и геологические сокровища, и ювелирные украшения. Все начинается с рождения камня, а вершиной эволюции оказывается работа художника, вступившего в диалог с природой. Здесь понимаешь, как долго ждали эти камни появления человека, способного понять их красоту. Их следовало не просто найти, но увидеть, научиться их добывать, а потом и обрабатывать, найти им место, сделать их частью нашей жизни.
Идею выставки можно прочитать и так, что женщина носит на руке или на шее следы древних катастроф, вещи, рожденные огнем земных недр, сжатием материков, извержениями вулкана. Райские украшения скованы в адской кузнице — ну так тем они и прекрасны.
Сингапур, ArtScience Museum, до 14 августа