Игра в переворот
В Московском театре мюзикла состоялся предпремьерный показ музыкального спектакля "Перевернуть игру". Это оригинальный просветительский проект для детей и подростков, созданный популярным певцом и композитором Дмитрием Маликовым при поддержке Газпромбанка
— Мне все понравилось: композиторы из прошлого, спецэффекты и что в конце сверху на зрителей летели ноты,— делится впечатлениями после спектакля девятилетняя Маша.
Один такой листок — с нотами и посланием от Дмитрия Маликова юному зрителю на обороте — Маша оставила себе: "На память". При этом девочка признается, что обычно слушает другую музыку.
— Мне нравится поп-группа Open Kids, в ней пять девочек поют,— рассказывает Маша.— Часто слушаю рэп. Из наших — Тимати. В спектакле была его песня "Ты че такая дерзкая, а?"... Но мне больше понравился Майкл Джексон. Музыка у него позитивная.
Столкновение культур
На сцене друг напротив друга установлены рояль и DJ-микшер. Классику представляет Дмитрий Маликов (в спектакле музыкант играет самого себя, но и не совсем: он еще и волшебник). За музыкальные биты в ответе диджей Звезда — это главная героиня спектакля, ей 16 лет.
Сюжетная линия в постановке строится как раз на конфронтации двух поколений, на конфликте "прекрасного" и "позитивчика". А в основе всего — музыка. Только у героя Маликова — классическая, признанная, прошедшая испытание временем, а для юной Звезды музыка сужается до триады: "синти-поп, рэп, техно". Культурная пропасть вначале кажется непреодолимой, а градус конфликтности лишь растет. Меж тем неприятие героиней "скучной, пресной классики" не сводится к подростковому протесту против всего прежнего, того, что было раньше. Хотя, по выражению Звезды, "ноты — хлам", "Глюк глючит", "композитор XVIII века — это еще при динозаврах"... Отторжение объясняется и банальной музыкальной неграмотностью. Отсюда и реплику о тональности "мажор" героиня понимает как прямое указание к действию и включает на микшере "популярное сейчас у мажоров".
Пробудить у молодого поколения интерес к классической музыке (это и композиторы прошлого, и современная классика) — вот основная цель, которую ставят перед собой создатели спектакля "Перевернуть игру". При этом не менее важно не дать юному зрителю заскучать, а значит, рассказать об этой музыке увлекательно.
Дмитрий Маликов сам исполняет композиции великих музыкантов. И тут же срывает аплодисменты взрослой публики (с детьми создатели спектакля рады видеть и родителей, которые могут освежить свои музыкальные познания), которой хорошо знакомо его эстрадное творчество. Юная аудитория пока прислушивается. Гайдн, Прокофьев, Шопен... "Неинтересно, тяжеловато?" — с иронией спрашивает Маликов у героини. "Это не качает!" — парирует Звезда, когда начинает звучать Моцарт. "Моцарт не качает?" — не ожидает подобной выходки Маликов и при помощи волшебных способностей своего героя призывает на сцену самого композитора (в спектакле музыкантов играют артисты московских театров).
Громкие аплодисменты срывает появившийся из дымки Майкл Джексон — он узнаваем: облик, "лунная походка"... Впрочем, и он, мировой кумир, предстает в спектакле с неожиданной стороны: заявляя о влиянии на свою музыку Петра Ильича Чайковского
"Когда мне было четыре года, уже в шесть утра я садился за клавесин, дальше — упражнения часами, затем концерт, потом другой, еще поздний концерт, не успев раздеться, спать, и в шесть утра следующего дня все повторяется сначала,— рассказывает юной публике о себе музыкальный гений.— Я одержим музыкой..."
История музыки представлена в спектакле и собственно композициями, фрагментами из знаменитых музыкальных произведений, и рассказами о самих сочинителях. В каждом рассказе есть своя мораль, которая органично вплетена в повествование, молодую публику не обременяют нравоучениями — это главное. По замыслу создателей, судьба Моцарта показывает, что музыка доступна, заниматься ею и полюбить ее можно в любом возрасте. Другой важный посыл, который несет постановка и который присутствует в каждой истории: музыка — это труд. Этот лейтмотив узнаваем в эпизодах, рассказывающих о музыкальных классиках: о восторженном Моцарте, о величественном Бахе, о драматичном Бетховене. В судьбе каждого из них преодоление — недуга, обстоятельств, но главное — всепобеждающая музыка и признание, пусть порой и посмертное.
Меж тем Звезда стоит на своем и то и дело перебивает классическое звучание, включая свой диджейский пульт. В зале громыхает череда зарубежных и российских миксов: мало вразумительных, но близких молодой аудитории...
Музыкальный компромисс
Современная классика — такой ответный шаг делает Маликов-волшебник. На сцене сменяют друг друга исполнители блюза, легенды джаза, звезды рок-н-ролла...
Громкие аплодисменты срывает появившийся из дымки Майкл Джексон — он узнаваем всеми: облик, "лунная походка"... Впрочем, и он, мировой кумир, предстает в спектакле с неожиданной стороны: заявляя о влиянии русского композитора (!) на свой триумф. "Пожалуй, самое большое влияние на меня оказал Петр Чайковский,— говорит Джексон со сцены (это все, кстати, прямая цитата).— Если вы возьмете "Щелкунчика", то увидите, что каждая мелодия там — это хит, все до единой. И я подумал: "А почему в поп-музыке не может быть такого альбома, где каждая песня — это хит?""
"Завод по производству шоу",— юная Звезда неумолима. Масштаб ее музыкальной деятельности не сравним, но и у нее есть кое-что в арсенале, убеждена диджей,— "флешка, которая весит несколько граммов, а содержит часы музыки, тут и хиты за последний год, и еще не звучавшие на радио композиции". Столкновение переходит в спектакле на другой уровень — это уже битва современности с ее передовыми технологиями и классики с ее будто бы архаичными приемами. Создатели спектакля обращаются к теме, которая понятна и интересна юным зрителям. Однако и в этом противостоянии классика оказывается непобежденной. "Рояль весит около 500 килограммов, на нем можно исполнять хиты за 11 веков и даже музыку, которая еще не написана",— парирует Дмитрий Маликов.
Эти и все остальные аргументы в пользу классической музыки приводятся в спектакле вовсе не для того, чтобы оставить Звезду в проигравших. Главное, по идее создателей, показать героине, а по сути, всему поколению в ее лице гармонию и красоту музыки, убедить, что музыка предназначена не только развлекать, что ее возможности безграничны.
Поворотными в сюжете и очень важными, по словам создателей спектакля, являются эпизоды из истории русской классической музыки. В первом из них рассказывается об эмиграции из России в 1918 году Сергея Рахманинова (это, следует отметить, любимый композитор Дмитрия Маликова), когда из-за стресса, неопределенности своего положения музыкант перестал сочинять, но справился с трудностями и продолжил писать музыку (вот и снова мотив преодоления). В 1941 году Рахманинов дал благотворительный концерт в Нью-Йорке, собранные средства были переданы в помощь Красной армии.
Во втором эпизоде описывается исполнение 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде. "Музыка давала надежду на то, что война когда-нибудь закончится... Когда расходились с концерта, ничего не боялись... В тот день я решила, что моя жизнь будет связана с музыкой",— говорит со сцены будущая оперная дива, а во время блокады юная жительница Ленинграда Галина Вишневская, именно ее глазами представлена эта история.
Эмоциональный накал достигает пика. "Хватит меня грузить! — Звезда взрывается в духе типичного подростка, но дальше открывает то, что действительно волнует юную душу.— Все эти великие композиторы делали великие вещи. Ничего не боялись..." Чтобы поддержать героиню, Маликов-волшебник рассказывает ей свою личную историю: "Когда я был маленьким, нужно было сдать очень сложный экзамен. Мне было страшно. Я повторял одно и то же упражнение сотни раз. Но вдруг почувствовал, что не просто исполняю упражнение, а исполняю музыку, очень красивую музыку. Когда делаешь то, что нравится, ничего не страшно. Любовь побеждает страх... Делай то, что тебе больше всего интересно. Ты сможешь перевернуть игру..."
Взгляд в будущее
"Перевернуть игру" — такое название у спектакля появилось не случайно. Прошлой осенью Дмитрий Маликов обратился к своим подписчикам в Twitter: "Как у вас дела вообще? Тяжеловато приходится? Или ничего?" Благодаря этому "тяжеловато" популярный певец стал к тому же звездой социальных сетей. Маликов вспоминает: "После этого твита молодые ребята стали писать: Дмитрий, когда вы уже перевернете игру?! Переверните игру! Мы ждем. Они имеют в виду рэп, что я буду исполнять рэп. А я переворачиваю игру в другом смысле, там, где я могу. Я хочу перевернуть сознание молодежи".
С этой целью и был задуман музыкальный просветительский спектакль. В нем Дмитрий Маликов и автор идеи, и продюсер, и актер. Над постановкой работала команда профессионалов: известный театральный и кинорежиссер Ольга Субботина, художник-сценограф Владимир Мартиросов, художник по костюмам, обладатель премии "Золотая маска" Евгения Панфилова...
Будущее у спектакля уже спланировано. Премьера состоится 17 мая в Туле. Затем показы пройдут в Рязани, Твери, Владимире... "Главное — чтобы спектакль увидело как можно большее число зрителей — детей и их родителей, прежде всего в регионах,— говорит Дмитрий Маликов.— Так нам удастся перевернуть игру!"