Культура в человеческий рост
Михаил Серафимов — о книжном фестивале «Красная площадь»
Книжный фестиваль на Красной площади с этого года может стать ежегодным, теперь он будет приурочен ко дню рождения Пушкина (Дню русского языка). "Огонек" видит в этом новую, важную традицию
С 3 по 6 июня 2016 года в Москве, на Красной площади состоится книжный фестиваль "Красная площадь". В прошлом году этот фестиваль под названием "Книги России" стал кульминационным событием года литературы. Мероприятие признано сверхуспешным: за четыре дня его посетило более 200 тысяч человек, было продано более 500 тысяч книг.
Фестиваль этого года обещает быть не менее масштабным. В нем будут участвовать около 400 российских издательств, в том числе 50 региональных, будут представлены около100 тысяч книг. Площадь поделят на несколько тематических пространств: главную сцену, ярмарочные павильоны "Художественная литература", "Детская и учебная литература", "Нон-фикшн", "Региональные издательства", "Электронная книга", "Москва — город книг". Антикварная книга и букинистика будут на первой линии ГУМа. А в лаунж-зонах возможно почитать, отдохнуть и перекусить. Среди гостей фестиваля — Евгений Евтушенко, Эдвард Радзинский, Михаил Веллер, Гузель Яхина, Евгений Водолазкин и многие другие писатели.
Но речь, конечно, не только о количестве, но и о качестве. Массовые культурные мероприятия в России в силу особого внимания государства (переходящего в стремление контролировать культуру) часто превращаются в официоз, заслоняющий суть. Цель любого из десятков проходящих ежегодно в России книжных фестивалей — популяризация чтения, однако традиционные формы, как показывает опыт, мало что меняют в общей картине. Согласно последнему опросу ФОМа (август 2015 года) не читает или почти не читает книг 21 процент россиян. Большинство предпочитает исторические романы и детективы. Парадокс: книг становится все больше, а качество чтения (как и количество прочитанных книг в год) падает. Чтение само по себе больше не является ценностью (как еще 30 лет назад). Сегодня оно осталось обязательным лишь для детей и учащихся. При столкновении с новыми именами или жанрами многие читатели теряются: слишком большое разнообразие, требуется хороший "терапевт" или экскурсовод, который объяснит, что происходит в литературе.
Идея, по сути, первого в России интеллектуального опенэйра (организован Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом при поддержке правительства Москвы) именно в том, чтобы уйти от дидактичности, от официоза и позолоты. Чтобы в пространстве от собора Василия Блаженного до Исторического музея возникло по-настоящему полемическое, плюралистическое пространство. Культура больше не является ни цензором, ни надсмотрщиком, ни учителем с указкой. Она теперь скорее партнер, помощник, это демократичная и отрытая структура. А потому формат книжной ярмарки должен совмещать в себе и просвещение, и развлечение. А также быть прежде всего разговором, диалогом. Человек нуждается в общении — с сами собой, с другим, с культурой. Символ фестиваля — открытая книга — означает тем самым еще и открытый мир. На самом видном в России месте. Фестиваль, таким образом, работает на общую гуманизацию и городского пространства, и общества в целом. Культура становится соразмерной человеку, как и главная площадь столицы. Где, может быть, впервые в истории главным героем становится не танк, не ракетная установка, не парадная коробка, а человек, читатель и слушатель, обыватель, горожанин. Принципиально важно, что пространство фестиваля оформлено именно с учетом "человеческого масштаба". Пространство городской площади, на которой комфортно человеку с книгой.
Брифинг
Владимир Толстой, советник президента РФ по культуре
Красная площадь в качестве места и формата довольно необычна для книжного фестиваля <...>. Реальную пользу любое явление начинает приносить, только когда оно на протяжении какого-то времени набирает силу. Как формируется, например, плодородная почва: очень постепенно, очень медленно. Важнейшие вещи происходят путем накопления. Например, все, что мы делали в свое время в Ясной Поляне и что, слава богу, продолжается и сейчас. Книжный фестиваль на такой площадке — такой площади! — это довольно амбициозно и вызывающе. Важно, чтобы все прошло хорошо. Тогда можно будет замышлять и долгоиграющую историю.
Евгений Водолазкин, писатель
Еще 10 лет назад литература не занимала никакого места вообще. Общественная роль писателя в России и вообще роль литературы, роль чтения — все вместе благополучно ушло в 1990-е годы. И сейчас это возвращается. Вспомните знаменитую прогулку писателей по бульварам. Кто бы ее заметил в 1990-е годы? Никто. Все тексты и демарши писателей и все акции и в поддержку, и с протестом были замечены тогда, когда пришло время. Когда общество опять повернулось лицом к литературе. Когда выяснилось, что страна у нас все-таки литературоцентричная.
Елена Шубина, издатель
Мое глубокое убеждение, что никакой грубый пиар, никакая раскрутка не влияет на книгу, если она того не стоит. Как ни смешно, более всего успеху способствует так называемое сарафанное радио. Ну и, конечно, хорошая система распространения. Книга не должна быть "невидимкой", но и навязывать ее читателю неправильно. Я страстно ищу талантливых молодых авторов и порой мне везет — нахожу. То, что их книги трудно сразу хорошо продать, не должно останавливать. Это работа на перспективу.