Борьбу Ирины Яровой с терроризмом подвергли критике
Правовое управление Госдумы и фракция КПРФ
Правовое управление Госдумы раскритиковало антитеррористический пакет законопроектов, подготовленный главами комитетов по безопасности Госдумы и Совета федерации Ириной Яровой и Виктором Озеровым. Юристы, в частности, указали на то, что предлагаемое наказание за пособничество терроризму строже, чем за совершение подобного преступления. А во фракции КПРФ вчера заявили, что пакет проектов будет рассмотрен с нарушением регламента: он не получил заключений правительства и Верховного суда, а рекомендовал к принятию его непрофильный комитет по безопасности.
Госдума сегодня рассмотрит в первом чтении два антитеррористических законопроекта. Предлагается ввести в УК РФ новую статью "Акт международного терроризма" с наказанием в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет. Ответственность по террористическим статьям предлагается ввести с 14 лет. Склонение или вербовка для участия в экстремистской деятельности будет караться лишением свободы на срок до 15 лет, а осужденных террористов будут лишать гражданства РФ. Лица, не сообщившие властям о подготовке или совершении ряда преступлений, в том числе террористического акта, вооруженного мятежа, могут быть приговорены к лишению свободы на срок до трех лет (подробнее см. "Ъ" от 8 апреля).
Комитет по безопасности (его возглавляет автор проектов Ирина Яровая) уже поддержал инициативы. Однако правовое управление Госдумы подготовило разгромное заключение на пяти листах. В нем, в частности, отмечается, что новая статья УК "Акт международного терроризма" предусматривает за теракты за пределами РФ наказание в виде лишения свободы от 15 до 20 лет, в то время как аналогичные действия, совершенные в пределах нашей страны, караются тюремным сроком от 8 до 15 лет. Место совершения террористического акта не может являться основанием для установления "столь существенно отличающихся по срокам мер уголовной ответственности", отметили думские юристы.
Кроме того, они указали, что усиление наказания за пособничество в совершении террористических преступлений в ряде случаев повлечет более строгое наказание, чем за их совершение. Террористу без отягчающих обстоятельств может грозить от 10 до 15 лет лишения свободы, а его пособнику — от 15 до 20 лет. "Положения проекта в этой части не согласуются с принципами соразмерности и справедливости наказания",— говорится в заключении правовиков. Они также раскритиковали предложенное изменение ст. 186.1 УПК РФ, по которому следователи смогут получать информацию, содержащуюся в электронных сообщениях. Юристы отмечают, что содержание переговоров или сообщений не является предметом регулирования данной статьи УПК.
Кроме того, вчера первый зампред фракции КПРФ Сергей Решульский заявил, что проекты будут рассмотрены депутатами в нарушении думского регламента. "Ст. 105 регламента гласит, что при внесении изменений или дополнений в УК или УПК обязательно должно быть заключение от правительства и, особо подчеркивается, Верховного суда. Почему автор Ирина Яровая не должна этого придерживаться — неясно",— заявил "Ъ" господин Решульский. По его словам, фракция КПРФ поддерживать антитеррористический пакет не собирается. "При чтении этих законопроектов волосы просто дыбом встают. У нас и так по несовершеннолетним 22 статьи в Уголовном кодексе! Этот пакет добавит еще десяток! С терроризмом надо бороться, но не на словах. Давайте вообще всех перестреляем, безопаснее будет?" — иронизирует коммунист.
Отметим, что один из законопроектов содержит поправки к УК и УПК, он был расписан в комитет по безопасности, а не в профильный — по уголовному законодательству. При этом в думской базе в качестве профильных указаны оба комитета, но комитет по уголовному законодательству перед вынесением проекта на пленарное заседание его не рассматривал. "Пакет был внесен в достаточно оперативном режиме, и было оперативное решение принимать его в первом чтении. Мы неофициально смотрели документ, концептуально претензий к нему не имеем. Ко второму чтению будем подключаться и рассматривать, когда уже будут какие-то поправки",— заявил "Ъ" глава комитета по уголовному законодательству Павел Крашенинников.