«Ни один грамотный дорожник по собственной воле не стал бы делать ремонт с заплатками»
Законопроект об ответственности за плохие дороги внесен в Госдуму
За плохой ремонт дорог хотят судить. Премьер Дмитрий Медведев предложил ужесточить ответственность за некачественные строительные работы на шоссе. Законопроект уже поступил в Госдуму, он усиливает наказание за невыполнение предписаний Госавтоинспекции по обеспечению безопасности движения в местах ремонта. Документ также уточняет порядок принятия решений по этому вопросу. В частности, рассмотрение таких дел предлагается передать судьям. Ранее Дмитрий Медведев поручил выделить из бюджета 10 млрд руб., собранных с помощью системы «Платон», на восстановление дорог. Председатель Общественного совета Минтранса России, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Оксаны Барыкиной.
— Мы знаем, откуда тема ответственности за ремонт дорог получила широкий резонанс — после прямой линии с президентом. Проблема-то, в принципе, давно уже не решается. Как вы думаете, зачем сейчас эту ответственность ужесточают, это поможет?
— Давайте разберемся, что есть в этом деле аспекты правовые и юридические, а есть аспекты сугубо инженерные. Когда речь идет о новом строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, когда с самого начала по проекту и по объему финансирования все надо было сделать как следует, тогда действительно имеет смысл говорить об ответственности, о гарантийных сроках, об ответственности за пределы жизненного цикла дороги. Когда речь идет о том, что с точки зрения инженерной, по проекту и по объему финансирования все у нас с вами замечательно, в этом случае я горячо за ужесточение ответственности.
Если речь идет о ремонте по бедности, чтобы не пугать техническими сложностями: у меня дом рушится, а я обои поклеил, конечно, комната стала выглядеть приличнее, но у меня трещина в стене. В этом случае какая ответственность, если ремонт по бедности, дырочки заделываем в дороге, ямочный ремонт, хотя по-хорошему, если на «троечку» хотя бы, надо верхние 50 мм отфрезеровать и положить новое покрытие? А если совсем на «пятерку», то надо было еще основание дороги менять. Потому что там уже вместо дорожной конструкции одна труха осталась. В этом случае, когда ремонт по бедности, какая и с кого ответственность? Там максимальная ответственность, чтобы прямого воровства не было. А так ремонт по бедности, естественно, продержится пару месяцев. Очень разные вещи — инженерный аспект и юридический.
— Вопрос с заплатками — их давно пытаются запретить.
— Вопрос заплаток: ни один грамотный дорожник, а у нас дорожное образование вполне нормальное в стране, по собственной воле и желанию этот самый ремонт, так называемый ямочный, с заплатками, никогда в жизни делать бы не стал. Это же все по бедности. Я же говорю, по-хорошему, хотя бы на «троечку» мне надо отфрезеровать весь поверхностный слой 50 мм, положить новое покрытие. А если на «пятерочку» — мне надо сделать нормальный проект капитального ремонта с полной или частичной заменой основания, всю дорожную конструкцию поменять. Но когда у меня нет на это денег, я говорю: «Хорошо, сделаю ямочный ремонт». В этом весь вопрос.
— А денег действительно нет?
— Денег на самом деле нет, это абсолютно верное суждение, потому что как только знаменитое решение правительства года три назад было, когда обеспечили нормативное финансирование на содержание и ремонт федеральных дорог — это главные дороги России, и последние финансовые годы на это выделяются деньги по техническому нормативу. Если положено на этой дороге сделать такой-то ремонт, эти деньги выделены, они в бюджете заложены, и я могу сказать, что у нас по федеральной сети за последние годы вышли сейчас в нормативном состоянии где-то две трети дорог. Эта цифра растет, она у нас не росла предыдущие 20 лет, а сейчас стала расти. У нас аналогичной ситуации оптимистической на региональных дорогах и межмуниципальных нет, никто там нормативное финансирование не обеспечивает, это не заложено в бюджете.