Крестовый поход «Ученика»
В Каннах прошла премьера фильма Кирилла Серебренникова
На Каннском фестивале продолжается конкурсный показ, полным ходом идут паралелльные программы. В «Особом взгляде» прошла премьера российского официального участника — фильма Кирилла Серебренникова «Ученик». Из Канна — АНДРЕЙ ПЛАХОВ.
В конкурсе обозначились первые приоритеты, но говорить о явных фаворитах пока рано. Фарсовый гиньоль Брюно Дюмона «В тихом омуте» понравился французам-соотечественникам режиссера, но, похоже, оставил в недоумении международную публику. Дюмон резко меняет палитру: его фирменная мрачность освещается искрами юмора, преимущественно черного, но не только. Буржуазно-декадентская семья собирается на лето в доме в Нормандии, на берегу бухты Сен-Мишель. Контрастом им выступает семейка местных жителей, промышляющих сбором мидий и переправой дачников во время прилива. Дачники оказываются экзальтированными придурками и вырожденцами: актеры Фабрис Лукини и Валерия Бруни-Тедески не жалеют сатирических красок, а Жюльетт Бинош вообще отрывается по полной программе, делая из своей героини ходячую карикатуру: она то распевает арии, то ходит с синяками и перебитой челюстью, явно получая удовольствие от такого хулиганства. Что касается представителей «народа», этих звероподобных каннибалов влечет к правящему классу запах крови и вкус мяса, но также неосознаваемый сексуальный зов. Каннибальский сынок заводит роман с тинейджером буржуазных кровей, чей пол столь же зыбок, как море между приливом и отливом. А параллельно этому лирическому макабру разыгрывается настоящая клоунада: пара полицейских, которые ищут преступников, пришли прямиком из слэпстика — немой комической: жанр, которым, как выяснилось, тоже виртуозно владеет Дюмон.
Абсолютно предсказуемой оказалась социальная медодрама Кена Лоуча «Я, Дэниэл Блэйк». Пожилой мужчина с бескомпромиссным характером и трудной судьбой оказывается в связке с молодкой, обремененной двумя детьми. Вместе они пытаются обрести почву под ногами после жизненных кораблекрушений. Однако оказываются в тисках по видимости гуманной, а на деле по-кафкиански забюрократизированной системы вэлфера, одолеть которую никому не дано даже ценой собственной жизни. Актеры Дэйв Джонс и Хейли Сквайрс выступают во всем блеске британской школы, а режиссер не стесняется насытить финал откровенной публицистикой. Есть режиссеры-визионеры, а есть миссионеры: Лоуч — один из главных. Вот уже чуть не полвека он снимает лево-ангажированное кино, полное внутреннего благородства и сочувствия к париям общества. Но если в эпоху Маргарет Тэтчер оно имело конкретный прицел, сейчас выглядит скорее данью канону: в свете новой ситуации в Европе проблема оказывается сложнее и многомернее, чем это привык представлять Кен Лоуч.
С моей точки зрения — надеюсь, не только с моей — лучшим фильмом первых дней конкурса стал «Тони Эрдманн» режиссера Марен Аде. Это первая картина, на которой публика пресс-зала не только смеялась, но не раз аплодировала по ходу просмотра. Это первая немецкая картина за много лет (не считая номенклатурного Вима Вендерса), которая попала в каннский конкурс. И это первая картина, которая убедила меня в том, что молодое немецкое кино — не миф, придуманный критиками, а немецкая комедия— не обязательно синоним пошлости. Хотя это одновременно и драма, но без префикса «мело-». Коротко говоря, «Тони Эрдманн» — кино о том, как тает лед в отношениях между старым отцом и взрослой дочерью, заодно оттаивает ее сердце под доспехами неуязвимой и перфектной бизнес-леди. Занятно, что большая часть действия происходит в Румынии (которая явно доминирует в Канне), и хотя это не главная тема, она оказывается прочно увязана с основным сюжетом. Полагаю, в конкурсе этот фильм имеет большие перспективы, а актриса Сандра Хюллер, известная преимущественно в Германии, может стать после этой роли международной звездой.
Заметным событием «Особого взгляда» стала премьера «Ученика» Кирилла Серебренникова, киноверсии его же спектакля «(М)ученик» по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Последний специально приехал в Канн, чтобы увидеть русскую интерпретацию своего детища. И наверняка был приятно удивлен, обнаружив, что, будучи рожденным в политкорректной Европе, оно обретает еще большую актуальность в современной России, явно движущейся в сторону фундаментализма. История ученика-фанатика, рассматривающего Библию как руководство к действию, выступающего в крестовый поход против системы образования и атеистической учительницы биологии, выглядит не вполне реалистичной. Она написана для театра с его мерой условности и в кино на крупных планах часто тянет в сторону плакатности. Однако темперамент Серебренникова и его актеров (Виктория Исакова, Светлана Брагарник, Юлия Ауг, Александр Горчилин и Петр Скворцов в главной роли) побеждают и убеждают. Плюс юмор. Ученик-мученик, отказывающийся из идейных соображений раздеваться в бассейне на уроке плаванья, напомнил одного воцерковленного русского режиссера и актера, забаррикадировавшегося на кинофестивале в Висбадене в немецкой бане (где принято находиться обнаженным) с криком: «Русские трусов не снимают!». А было это еще двадцать лет назад.
Картина с энтузиазмом воспринята кинопрессой: статьи в Screen International и Variety трактуют ее как внятное высказывание, в то же время взывающее к дискуссиям. Но если конфликты веры (в ее христианском обличье), науки и агностицизма европейцы пока решают мирным путем, в России они вышли на гребень опасного противостояния, способного полностью дезориентировать молодые души. Так что свою главную роль — и об этом тоже пишет каннская пресса — «Ученик» призван сыграть на родине, привыкшей метаться из одной крайности в другую.