Под сенью дедушек в цвету

Даниэль Бюрен раскрасил Fondation Louis Vuitton

Выставка современное искусство

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

В парижском Fondation Louis Vuitton открылась выставка Даниэля Бюрена "Обсерватория света". Экспонатом выставки может стать каждый, считает французский корреспондент "Ъ" АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ.

"Обсерватория света" видна издалека. Дело в том, что главным ее экспонатом стало само здание, построенное в 2014 году Фрэнком Гери. 87-летний американский архитектор обернул его стеклянными панелями-парусами, покрывающими террасы c видом на Париж и на зелень Булонского леса. 78-летний французский художник Даниэль Бюрен раскрасил стеклянные плоскости прозрачными цветными фильтрами.

12 прозрачных парусов, составленных из 3600 специально отлитых стекол, покрыты в шахматном порядке разноцветной пленкой. Использованы 13 цветовых вариантов фильтров — от теплых до холодных. Солнечные лучи раскрашивают террасу и людей, которые на нее выходят. "Удивительное ощущение быть внутри и снаружи здания",— заключает господин Бюрен.

А значит — внутри или снаружи его произведения искусства. Это напоминает четырехлетней давности "Монументу" в Большом дворце. Даниэль Бюрен использовал тогда прозрачные зонтики-диски основных цветов. Под куполом XIX века он построил вторую пеструю оболочку. Свет перемешивался и рисовал цветные узоры на полу и на проходящих под зонтиками зрителях. В Fondation Louis Vuitton ему удалось наконец-то, не возводя никаких дополнительных конструкций, сделать главным художественным материалом солнечные лучи. "Солнце, воздух и дождь — на рандеву с художником",— говорит Даниэль Бюрен.

Он любит здание Фрэнка Гери за его открытость и ненавидит музеи, превращенные в крепости, отгородившиеся от пейзажа. Идея новой работы была, разумеется, согласована с архитектором. Перед открытием Fondation Louis Vuitton предложил Даниэлю Бюрену подумать о том, как пометить 15-минутный маршрут, который ведет к зданию от ближайшей станции метро. Предложения его были приняты руководством фонда, но отвергнуты городскими архитекторами. Тогда-то речь зашла о том, чтобы соединить работу известного художника с работой знаменитого архитектора.

Как вспоминает автор, Фрэнк Гери тогда отнесся к его идее безо всякой ревности: "Ты знаешь, когда я строю музей, я готов к тому, что художники будут делать там что хотят". Единственное его условие заключалось в том, чтобы дать публике время привыкнуть к архитектуре. Больше года ушло на привыкание — и вот теперь Даниэль Бюрен раскрасил здание по своему вкусу на зависть всем парижским граффитистам.

Вся лента