"Современник" осилил Триумфальную сцену
Юбилей театра отметили у ног Владимира Маяковского
В минувшие выходные на Триумфальной площади состоялась массовая уличная акция. В рамках фестиваля искусств "Черешневый лес" многочисленные члены Bosco Family и примкнувшие к ним артисты, включая ветеранов сцены, чтением стихов и песнями отметили 60-летие театра "Современник". Несмотря на то что митинг закончился позже запланированного времени, его участники смогли разойтись сами, без бойцов ОМОНа, зато с черешневыми саженцами в руках.
Стоит вспомнить, что это не первый случай, когда владелец Bosco Михаил Куснирович и его "Черешневый лес" празднуют юбилей "Современника". Десять лет назад, еще до того как городское благоустройство стало модной темой, на отрезке Чистопрудного бульвара напротив здания театра выкопали лунки, а гостям выдали саженцы, лопаты и галоши. Тогда тон мероприятию задавали актеры Игорь Кваша, Олег Янковский, Михаил Казаков. Как теперь видно, деревца, посаженные тогда, не очень-то прижились. И здание закрыто на ремонт, так что театральная часть юбилея с премьерой спектакля "Скажите люди, куда идет этот поезд..." имела место во Дворце на Яузе. В общем, вполне логично, что в рамках осмысления истории театра "Черешневый лес" оказался у памятника Маяковскому: именно на этой площади находилось первое собственное здание "Современника", именно здесь, на церемонии открытия памятника поэту в 1958 году, возникла традиция поэтических вечеров на открытом воздухе.
Как и десять лет назад, каждому гостю на входе выдавали треуголку, сложенную из афиши. Как и тогда, сооснователь школы "Сколково" Рубен Варданян или управляющий партнер GHP Марк Гарбер от этого предложения деликатно уклонились, мол, не задерживайте нас, нам надо срочно здороваться с Михаилом Куснировичем. Тот действительно в полном пятидесятническом облачении, с лейкой на груди, но без блокнота встречал гостей. Зато ветераны сцены "Современника" на все предложения реагировали с большой охотой: аккуратная группа прибыла на площадку ровно за 40 минут до заявленного в приглашении времени. Не пустить их было невозможно, так что они первыми начали заполнять пространство и брали не только воздушные шары, значки с надписью "Современник 60+" и бумажные шапочки, но и зонтики с логотипом фестиваля и горячую кукурузу с сосисками в тесте. Оседлав тему советских банкетов и театральных буфетов, кулинары Bosco di Ciliegi не готовы сдавать эту высоту. Понятно, что фестиваль, ностальгирующий по Советскому Союзу, каким тот никогда не был, всегда вдохновлялся иллюстрациями из "Книги о вкусной и здоровой пище". Но с наступлением эпохи импортозамещения тенденция обострилась, так что теперь уж и не отличить.
Тем временем на площади появился поэт Евгений Евтушенко. Со сцены, расположенной у ног поэта Маяковского, актриса Виктория Романенко как раз читала его стихотворение "Болезнь" 1968 года: "Я заболел болезнью возрастной. / Не знаю, как такое получилось, / Но все, что ни случается со мной, / Мне кажется — давно уже случилось". На второй сцене, ближе к входу в метро и концертному залу, в это же время играл оркестр Игоря Бутмана. То есть реконструированная Москва конца 50-х в версии "Черешневого леса" подразумевала свободное исполнение джаза. Дальнейшая программа вечера показала, что не только абстрактные джазовые стандарты, но и весьма конкретные "Баллада про генеральскую дочь" и "Товарищ Парамонова" Александра Галича были разрешены. На вечере присутствовал глава культурного департамента Москвы Александр Кибовский, известный любитель исторической достоверности, но он был увлечен беседой с Евгением Евтушенко, худруком "Современника" Галиной Волчек, ее коллегой из МХТ Олегом Табаковым и артистами Валентином Гафтом и Мариной Нееловой.
Это был главный стол на этом вечере. Его поставили под одним из тентов, к которым обычно прикреплены качели Триумфальной площади, так что от основной сцены он находился на максимальном удалении. Теперь качели сняли. Приветственное слово гостям госпожа Волчек говорила, не вставая со своего места. Впрочем, изображение и звук транслировались на большой экран: "Дорогие друзья, спасибо, что вы в этот день с нами. Это невероятно, что мы вернулись к началу, на ту площадь, где "Современник" делал свои первые шаги. Мы вернулись в свою юность. Вот написано: 60, а мне хочется сказать 60 и поставить три восклицательных знака, а потом вопросительных тоже три!" На месте театра теперь, правда, находится парковка. Зато между колоннами концертного зала Чайковского, где обычно висят его афиши, в этот вечер развернули поздравления "Современнику" от других московских театров — МХТ, "Ленкома", имени Моссовета и других.
Как оказалось, поэт Евгений Евтушенко принес на праздник не только себя самого, но и стихотворение "Волчиха", посвященное госпоже Волчек и ее театру: "Нет на свете театральных маршалов умнее и сильнее наших баб. Будь Волчихой, но не просто с Чистых, Волчихой — с незапятнанных прудов!" С этих слов и началась основная песенно-поэтическая программа, в ходе которой Сергей Гармаш прочитал "Канатчикову дачу", Чулпан Хаматова — "По улице моей", впрочем, было еще 34 блистательных номера. Понемногу холодало. Так что к моменту, когда все участники концерта объединились для исполнения песни "Надежды маленький оркестрик", на площади оставалось не так много гостей, в основном засидевшиеся ветераны сцены со значками "60+".