Финансовый советник не станет консультантом
Депутаты выбрали одну из двух "сущностей"
Комитет по финансовому рынку рекомендовал Госдуме принять в первом чтении один из двух конкурирующих законопроектов. Каждый из них касается внедрения на финансовый рынок нового института — советника или консультанта, оказывающего помощь потребителю в процессе инвестирования средств в ценные бумаги. Их принципиальная разница — в правовом статусе. Профильный комитет поддержал законопроект о финансовом советнике, консультанта же отверг из-за противоречий с принципом свободы договора.
Комитет по финансовому рынку в минувшую пятницу рекомендовал к принятию в первом чтении законопроект, которым вводится понятие финансового советника. "Под деятельностью финансового советника подразумевается предоставление персональных инвестиционных рекомендаций, персональной инвестиционной стратегии, основанной на инвестиционном профиле",— сказал на заседании комитета по финрынкам автор законопроекта, председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков. Этой деятельностью будут иметь право заниматься как физические лица, так и компании, состоящие в одной из профессиональных саморегулируемых организаций и удовлетворяющие квалификационным требованиям. "Мы считаем создание этой индустрии одним из важнейших условий развития розничного сегмента финансового рынка и роста финансовой грамотности населения",— отметил председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка Алексей Тимофеев.
Конкурирующий проект, разработанный Советом федерации, получил отрицательный отзыв правительства и ЦБ и был отвергнут депутатами. Поле деятельности финансового советника (как этот институт назван в законопроекте господина Аксакова) и финансового консультанта (так обозначает его Совет федерации), методы и ответственность за предложенные клиенту инвестиционные решения почти совпадают. Разница — и именно она стала причиной отрицательного отношения к документу Совета федерации всех сторон процесса — в правовом статусе новых субъектов финрынка. Согласно тексту законопроекта, внесенного Советом федерации, "по договору финансового консультирования одна сторона (финансовый консультант) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) действия по привлечению и консультированию третьих лиц в интересах принципала от имени и за счет принципала". Законопроект вносит изменения в Гражданский кодекс (ГК), в результате которых появляется новый вид договора — договор финансового консультирования. Правительство посчитало такую меру слишком жесткой и обязывающей для потенциального потребителя услуги. "Законопроект Совета федерации устанавливает наиболее жесткое взаимодействие между теми, кто хочет купить ценную бумагу, и теми, кто хочет ее продать. Если в законопроекте господина Аксакова советник — это тот человек, который советует мне купить ту или иную акцию, то тут говорится о том, что я не могу это сделать иначе, чем через этого посредника. Это нарушает базовые принципы ГК, такие как принцип свободы договора",— отметил в ходе заседания заместитель министра финансов Алексей Моисеев. С этой точкой зрения соглашается и ЦБ. "Кроме того, законопроект господина Аксакова содержит намного больше норм, направленных на защиту прав потребителей",— отметил зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Сильной стороной аксаковского документа эксперты и члены комитета по финрынку назвали также четко зафиксированные нормы регулирования деятельности советников и их ответственность в случае потери клиентом средств.
В отличие от финансового консультанта, финансовый советник работает без агентского договора. Таким образом, его услуги являются лишь опцией, дополнением к другим услугам, оказываемым на финрынке, и не могут быть навязаны потребителю в качестве обязательных. По информации нескольких участников рынка, законопроект о финконсультанте появился благодаря лобби некоторых иностранных форекс-компаний, которые таким образом пытаются вернуть свою нишу на российском рынке, потерянную в результате нового регулирования.