Гепатит отступает
Одно из самых коварных хронических заболеваний сдает позиции. Мария Портнягина побывала на Международном конгрессе гепатологов в Барселоне
О победе над гепатитом С говорили на прошедшем недавно Международном конгрессе Европейской ассоциации по изучению болезней печени (EASL)
Как начало алфавита: А, В, С. Вот они самые известные гепатиты. Самый коварный — последний. Он наносит наибольший урон печени. С высокой вероятностью гепатит С переходит в хроническую форму, а дальше фиброз, цирроз, рак. Ежегодно от заболеваний, вызванных этим видом гепатита, в мире умирает полмиллиона человек.
Гепатологи, как показал барселонский конгресс, нашли ответ на глобальный вызов.
Тихий разрушитель
Гепатит С нельзя предупредить: если А и В вакцинируются, против С вакцины нет. В 80 процентах случаев С становится хроникой. И еще цифры. Если гепатитом B в мире заражены, по статистике ВОЗ, порядка 2 млрд человек, то гепатитом С в разы меньше — до 160-170 млн. Но тревожит динамика: каждый год больных гепатитом С становится больше на 3-4 млн человек.
Все показатели приблизительные, потому что почти половина случаев заражения не выявляется. Гепатит С — "молчаливая болезнь", которая чаще всего протекает бессимптомно и проявляет себя через годы, когда уже развился цирроз печени.
Почти 70 процентов из тех, кому был диагностирован гепатит С, ничего не знали о болезни. Это данные глобального опроса (в нем участвовало больше 4 тысяч пациентов из 73 стран), которые впервые представил на конгрессе Международный альянс по борьбе с гепатитом (WHA). А 75 процентов больных признались, что скрывают свой диагноз, опасаясь стать изгоями, ведь за гепатитом С закрепилось клеймо болезни маргиналов.
Точнее стандарта
На рубеже 1990-2000-х годов стал формироваться "стандарт лечения" гепатита С — терапия, сочетающая интерферон с рибавирином. Доля выздоровевших составила до 45 процентов, а срок лечения — минимум 24 недели. Эта терапия и сегодня распространена в мире. Притом что она может вызывать тяжелые побочные эффекты. Стоит ли удивляться, что немало пациентов бросает лечение на полпути.
Прорывными в борьбе с гепатитом С стали 2010-е годы.
— Ситуация кардинально изменилась благодаря противовирусным препаратам прямого действия,— объясняет "Огоньку" Кристоф Саррацин, доктор медицины, профессор госпиталя Университета Гете (Франкфурт-на-Майне), один из ведущих в мире исследователей по лечению гепатита С.— Они действуют непосредственно на процесс размножения вируса. После его гибели клетки печени восстанавливаются. Вирус полностью исчезает из организма, хроническое заболевание излечено, пациент выздоровел. Это настоящая революция!
Последнее открытие — безынтерфероновая терапия, которая широко обсуждалась на конгрессе гепатологов. Она эффективна (излечение наступает больше чем в 90 процентах случаев) и при этом лишена побочных эффектов интерферона. Изменилась и форма: вместо прежних инъекций — таблетка один-два раза в день.
— В перспективе наша задача — выявить большинство пациентов с хроническим гепатитом С и предложить каждому оптимальный для него режим терапии,— добавляет Кристоф Саррацин.— Следующий шаг — предотвратить дальнейшее распространение вируса. И в конечном счете полностью уничтожить вирус во всем мире. Это вызов всем нам, но это возможно.
Россия прицеливается
В России около 5 млн больных гепатитом С — это примерная оценка Роспотребнадзора. За последние 15 лет статистика заболеваемости у нас выросла с 13 до 40 случаев на 100 тысяч жителей. Пик приходится на россиян, родившихся в 1970-1990-е.
Зачастую заражение происходит в быту. Например, в салонах красоты, тату-салонах... В медицинских учреждениях требования соблюдаются строже, но и там есть зоны особого риска — это стоматология.
— Ситуация, с которой может столкнуться почти каждый, когда на приеме у стоматолога на рукоятку бормашины зачастую уже надет наконечник. По правилам наконечник, как и бор, должен выниматься из стерильной упаковки при пациенте,— разъясняет руководитель референс-центра по мониторингу за вирусными гепатитами Роспотребнадзора Владимир Чуланов.
В России по-прежнему широко распространена терапия с использованием интерферона. Зарегистрированы в стране и противовирусные препараты прямого действия, российская разработка готовится к регистрации. Из-за рубежа в страну пришла и новейшая — безынтерфероновая --терапия хронического гепатита С: недавно она получила регистрацию в Минздраве.
— Современные препараты позволяют излечить практически всех больных гепатитом С в стране, но даже очень богатое государство не может взять на себя такую финансовую нагрузку,— говорит руководитель отделения гастроэнтерологии и гепатологии Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи Василий Исаков.— Поэтому в приоритете — обеспечить бесплатным лечением пациентов с серьезными поражениями печени. Логика чиновников понятна: на единицу вложенных денег получается наибольшее снижение смертности. Но среди больных гепатитом С в России много больных фиброзом. Они тоже являются переносчиками гепатита С.
Как уверяют специалисты, если исключить из жизни алкоголь, то заболевание обычно прогрессирует медленно. Но, конечно, больные хотят получить наиболее эффективное лечение здесь и сейчас. Цена курсового лечения новейшими препаратами впечатляет: это примерно 800 тысяч рублей. А когда кризис бьет по карману, больные соглашаются на использование более дешевых пиратских препаратов.
— За последний год стали обращаться пациенты, которые принимают пиратские препараты, привезенные из Индии,— сетует Вячеслав Морозов, доктор медицинских наук, гепатолог из Самары, член EASL.— Вот недавний случай: пациентка, 35 лет, прошла два курса стандартного лечения, не помогло. Через интернет она купила индийский препарат. Приходит на прием к врачу... А он не вправе ее лечить неизвестно чем, она же просит: понаблюдайте, пока принимаю. И что делать?