Садовое товарищество
Согласно докладу ООН о прогнозах изменения окружающей среды до 2030 года, биологическое разнообразие Земли оценивается в 10-20 млн видов, из них 12% можно обнаружить на территории бывшего СССР. Цифра весомая — как и урон, нанесенный природе за последние полсотни лет 20-кратным увеличением объема мирового производства, 4-кратным ростом численности населения, создающими дефицит ресурсов и постоянную чрезмерную нагрузку на экосистемы. В этой ситуации сохранение экологического разнообразия мира превращается в сверхважную задачу. В России ее выполняет, в частности, Главный ботанический сад им. Н. В. Цицина РАН в Москве.
Миссия выполнима
По подсчетам ученых, за последние 200 лет на Земле уже исчезло около 900 тыс. видов растений и животных — из тех самых 10-20 млн представленных видов. По мнению специалистов ООН, при сохранении существующих негативных тенденций за четверть века могут быть навсегда потеряны две трети фауны и каждый пятый вид растений, а это уже не просто оскудение биологического разнообразия, а настоящий экологический кризис. Если учесть, что Россия — одна из самых загрязненных стран на планете и уже пережила глубокие, а в ряде случаев необратимые нарушения природных комплексов, то вопрос экологической безопасности в стране стоит особенно остро. Если вопросы переработки вторсырья и промышленных отходов стали актуальными совсем недавно, то миссию воспитания и просвещения в области ботаники, биологии и экологии в целом уже ведут с 50-х годов прошлого столетия роскошные ботанические сады России и их флагман — Главный ботанический сад им. Н. В. Цицина Российской академии наук в Москве.
Этот один из крупнейших ботанических садов Европы занимает более 330 га. Его коллекционные фонды, включающие в себя более 18 тыс. наименований живых растений, являются национальным достоянием России. Ботанический сад — единственное место в стране, где собрана как в живом атласе в таком невероятном богатстве флора не только бывшего СССР, но и всех уголков мира. Сад основали в 1945 году как символ победы в Великой Отечественной войне, и с тех пор он стал уникальным учреждением — крупнейшим научным центром России, проводящим фундаментальные и практические исследования в области ботаники и охраны окружающей среды, и одновременно самой большой школой биологии для всех желающих.
Особенно актуально это стало сегодня, когда в результате активной деятельности человека и потребительского отношения к природе оказались уже уничтожены десятки тысяч видов растений. Для их спасения несколькими поколениями научных сотрудников и садоводов ботанического сада была проделана колоссальная работа и собраны огромные коллекции разнообразных растений со всего Земного шара. Сейчас на территории сада располагаются экспозиции природной флоры, декоративных и культурных растений, дендрарий с деревьями, кустарниками и лианами из Сибири, Дальнего Востока, Кавказа, Крыма, Средней Азии, Северной Америки, Китая, Японии, средиземноморских стран, уникальный уголок тропиков и субтропиков в оранжерее с цветами и плодовыми растениями.
Год за годом обогащая свой ботанический генофонд, сад поставил перед собой задачу массовой пропаганды экологических знаний и современных достижений практического растениеводства. "Китайская мудрость гласит: "Если вы думаете на год вперед — сейте зерна, на десять лет вперед — сажайте деревья, на сто лет вперед — воспитывайте человека". Наш сад внимает всем трем советам уже 70 лет",— говорит заместитель директора Главного ботанического сада им. Н. В. Цицина по научной работе Александр Швецов. Огромная часть работы сада — чисто научная задача сохранения редких видов растений и формирования Красной книги России, исследования в области биотехнологии, культивирования, акклиматизации растений, их иммунитета и защиты от вредителей и болезней. Кроме того, регулярно сотрудники сада проводят мониторинг популяций растений из Красной книги ряда областей России. Отдельная лаборатория занимается скрещиванием растений с целью получения новых форм высококачественных зерновых культур, что актуально сегодня в свете импортозамещения,— например, пшеницы с диким злаком пыреем.
Но важнейшее направление для ученых сада — экологическое просвещение взрослых и детей, которое, к счастью, в России перестали воспринимать как нечто второстепенное. "Через наш сад люди открывают для себя удивительный растительный мир, законы его развития, эффективные способы использования природных ресурсов,— продолжает Швецов.— Наша задача — обеспечить для последующих поколений экологически устойчивое будущее, и это очень непросто".
Безопасная зона
В это, возможно, сложно поверить, но в настоящее время, когда 16-18% территории нашей страны — это зоны экологического кризиса, согласно последним экоотчетам, разные виды и сорта растений исчезают достаточно быстро, и их сохраняют только ботанические сады. Совет ботанических садов объединяет в настоящее время 108 ботанических садов и дендрариев России и стран бывшего СНГ. Их общими силами работают постоянные комиссии: по дендрологии, по охране и культивированию декоративных растений, по редким растениям, охране и восстановлению природных растительных ресурсов, борьбе с вредными животными и растениями, по информационным технологиям и экологическому образованию, по биотехнологии и фитореабилитации. Для популяризации этих направлений исследований специалистами сада издается большое количество книг, в том числе по таким популярным сегодня темам, как создание садов, озеленение интерьеров, ландшафтная архитектура, агротехника выращивания декоративных и плодовых растений. Также Главный ботанический сад активно сотрудничает со всеми мировыми научными центрами ботаники в целях международного обмена семенами, самые частые коллеги — европейские и североамериканские. "Они у нас берут для генетического изучения и культивирования семена растений, ареал которых ограничен пределами нашей страны: например, дикорастущих красивоцветущих, что сейчас очень популярно в Европе. От них мы получаем сортовой материал, например, у нас сформировалась интереснейшая коллекция роз, в составе которой лучшие зарубежные сорта для нашего климата. Также пополняются наши фонды экзотическими тропическими растениями, так мы получили одно из редчайших растений, воллемию, которая впервые обнаружена только в 1994 году,— ее родина Австралия",— объясняет Александр Швецов.
Помимо разных практических природоохранных акций Ботанический сад разработал концепцию тематических выездных уроков для школьников средних и старших классов с теорией и практикой, на месте показывающей не только все разнообразие флоры, но и способы ухода за растением, их приспособления к окружающей среде, сезоны цветения. Для учащихся старше (это студенты примерно десяти московских вузов) регулярно проводятся обзорные и углубленные специализированные экскурсии, практические занятия, студенты под руководством сотрудников сада собирают здесь материал для своих дипломных работ. На практических занятиях студенты сельскохозяйственных институтов знакомятся с агротехникой выращивания и ухода за культурными и декоративными растениями, фармацевты знакомятся с разнообразием лекарственных видов флоры, а молодые экологи и биологи овладевают методами полевых исследований.
"Кажется нонсенсом, но сегодняшние школьники даже с трудом отличают елку от сосны из подмосковных лесов, поэтому приходится проводить ликбез на посадках не только редких растений, но и самых обычных,— дополняет Александр Швецов.— Порой, для многих молодых посетителей сада — а в целом в год это около полумиллиона людей — это не только возможность совершить путешествие по странам и континентам, но и даже просто по регионам нашей страны". Например, есть яблоневый сад, в котором можно найти сорта, которые странным образом сегодня с трудом можно найти даже на рынках — например, классическую "антоновку". "В СССР было множество питомников для выращивания, импорт был минимален, а в 2000-е годы отечественные питомники практически сошли на нет, начиная с того, что сажают на клумбах — бархатцы, петунии, березки, которые завозят из Молдавии, Польши, Германии, и заканчивая плодовыми деревьями — яблонями, грушами, вишнями родом опять-таки из Молдавии, Польши, Прибалтики",— сокрушаются специалисты сада. Поэтому роль ботанических садов в импортозамещении растительной продукции тоже очень важна.
Сегодня традиционные экспозиции сада дополняются благоухающим розарием из более 600 (!) сортов роз и даже японским садом с его классической утонченной структурой. На экскурсиях по нему рассказывают о его идейной концепции и способах формирования, организуют даже чайные церемонии. Специалисты ботанического сада готовы показать все природное богатство и просят в ответ одного — ответственности к нему. Словно героям рассказа Рея Брэдбери "И грянул гром", отправившимся в реликтовый сад юрского периода, посетителям сада запрещено, гуляя посреди аллей, воссозданных флорой со всего мира, сходить с их проложенных маршрутов. Запрещено повреждать, рвать и собирать любые растения, цветы, плоды, ягоды и грибы, ловить рыбу, купаться в водоемах, сорить, загорать на траве и выгуливать домашних животных.
"В нашем саду мы не просто учим узнавать растения в их дикой среде, но и осознавать непозволительность небрежного, потребительского отношения к природе. Если природа что-то создала, пусть и сорняк, значит, ей это нужно, и не в правах человека судить, что вредно из растений на земле и что нет. В наших человеческих силах только ее изучить".
"Сирень Победы"
Федеральный проект, посвященный 70-летию Победы, стартовал в прошлом году: в 11 городах-героях (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Керчь, Новороссийск, Волгоград, Тула, Смоленск) и на территории Белоруссии в Минске и Брестской крепости заложили аллею кустов из более чем 4 тыс. саженцев (по 500 растений в каждом городе) сирени — как настоящего символа Победы. Для этого с 2011 года советы ботанических садов России и Белоруссии взялись за непростую задачу — поиск лучших отечественных сортов самых узнаваемых цветов военного времени, которых не оказалось практически ни в одном ботаническом саду страны. Некоторые из сортов признаны национальным достоянием: "Великая Победа", "Валентина Гризодубова", "Капитан Гастелло", "Маршал Василевский", "Партизанка", "Алексей Маресьев". Идея называть сорта сирени в честь героев войны и памятных событий пришла селекционеру Леониду Колесникову, когда-то прославившему русскую сирень на весь мир. Первый сорт — "Зоя Космодемьянская" — был зарегистрирован еще в 1943 году, а в 2015 году его нашли лишь в частной селекции, из которой владельцы привезли одну веточку. "Для вегетативного потомства размером с целый куст достаточно одной почки,— делится заведующий лабораторией биотехнологии Ольга Молканова.— Так и собирали с миру по почке: сортом "Защитникам Бреста" с нами поделились белорусские селекционеры, "Маршал Жуков" — Сад МГУ, в котором самая большая коллекция военных сортов сирени. Потом их размножили в условиях южного климата Волгограда, где за один сезон вырастает растение до 70 см. На третий год роста деревья зацветут, хотя в Минске заблагоухала первая сирень уже спустя год после посадки. А цвести деревья будут еще 50-70 лет на радость тем, кто помнит, в честь кого ее называли и высаживали. Я вижу, что происходит после лекций о сирени в ботанических садах. Школьники, выслушав о геройских подвигах тех, кто дал этим неповторимым сортам имена, уже относятся к цветам иначе. Пурпурные лепестки "Капитана Гастелло" имеют форму пропеллера военного самолета героя, "Партизанка" — это самый высокий сорт, словно статная девушка, "Валентина Гризодубова" имеет тепло-розовый оттенок, как платочек у молодой летчицы. Это уже не безликие кусты для них, их уже не сорвешь и не растопчешь, а лишь сохранишь в своих сердцах".
"Сирень Победы" объединила и продолжает соединять большое количество людей разных возрастов, профессий, интересов, проживающих порой на расстоянии тысяч километров друг от друга, в желании сохранить нашу общую историческую память. К акции также присоединились десятки тысяч людей в самых разных уголках России и за ее пределами.