Hyundai разобрали на запчасти
Параллельный импортер добился права использовать товарные знаки автопроизводителя
Суд досрочно прекратил правовую охрану в России трех товарных знаков южнокорейской Hyundai Motors Company. Теперь ими беспрепятственно смогут пользоваться параллельные импортеры, включая истца — компанию "Автологистика", входящую в группу Emex, развивающую один из крупнейших в России интернет-ритейлеров автозапчастей. Это первый случай прекращения охраны товарного знака иностранной корпорации по иску параллельного импортера из России, констатируют юристы.
Суд по интеллектуальным правам досрочно прекратил правовую охрану товарных знаков HMC Hyundai, Hyundai Coupe и Hyundai H-1 в отношении автозапчастей для транспортных средств, полностью удовлетворив исковые требования ООО "Автологистика". Это следует из мотивировочной части решения от 6 мая, вступившего в силу в тот же день.
"Автологистика" обратилась в суд после ряда исков к ней самой от Hyundai в 2014 и 2015 годах (один вместе с Kia Motors Corporation) за нарушение исключительных прав на товарные знаки. Hyundai требовала запретить "Автологистике" ввозить, хранить и продавать автозапчасти без ее согласия. "Автологистика" настаивала, что Hyundai использует товарные знаки HMC Hyundai, Hyundai Coupe, Hyundai H-1 "не в целях индивидуализации товаров и услуг, а в целях уклонения от уплаты налогов в России". В итоге суд признал, что истец заинтересован "в устранении препятствий для своей коммерческой деятельности по ввозу и реализации автозапчастей", говорится в решении.
Hyundai просила суд обратить внимание на известность спорных товарных знаков. В обоснование юристы предъявили статью о компании из Wikipedia, но у суда появились "объективные сомнения в достоверности" информации на этом ресурсе. Копии пресс-релизов, товарных накладных, таможенных деклараций и рекламных буклетов суд также не принял как доказательства использования товарных знаков. Копии актов приема-передачи машин суд счел доказательством использования товарного знака Hyundai Coupe по товарной позиции "автомобиль", но не вводом товара в оборот в РФ. При этом суд не удовлетворился оформлением актов. "Если самим правообладателем товарные знаки не используются для индивидуализации своей продукции на территории РФ, а лишь применяются в качестве инструмента запрета осуществления такой деятельности параллельным импортерам, иные лица вправе беспрепятственно вводить (в оборот.— "Ъ") товары на территории РФ, и, следовательно, компании не может быть причинен вред",— отметил суд.
Южнокорейская компания не предоставила своим юристам доказательств, поскольку "Hyundai боялась показывать реальные цены, по которым заказывали товар", считает омбудсмен в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов. По его словам, материнская и дочерние компании могут устанавливать завышенные цены на автомобили, при этом дочерняя компания остается "планово убыточной" и не платит налог на прибыль в 20%. Он напомнил, что недавно "Хенде Мотор СНГ" проиграла суд налоговой (та уличила ее в завышении убытков на 857,7 млн руб.). "Они предпочли потерять три знака и не дать укусить себя по поводу налогов",— резюмирует омбудсмен. Параллельные импортеры ранее судились за товарные знаки Toyota, Nissan, Nestle, Guinness, Krusovice, но иск "Автологистики" к Hyundai — первый случай лишения прав иностранного правообладателя "за нападение на параллельного импортера", говорит он.
По слова представителя "Автологистики" в суде Максима Сосова, компания входит в ГК Emex, к которой также относится один из крупнейших в РФ интернет-магазинов автозапчастей emex.ru. ""Автологистика" является одним из покупателей автозапчастей, поставляемых под товарным знаком Emex",— подтвердил директор юридического департамента Emex Михаил Левин. По его словам, в Emex развивают собственный товарный знак Emex, под которым продают 6% запчастей для автомобилей Hyundai.
В январе--апреле Hyundai продала 41,73 тыс. автомобилей (9,5% авторынка), оценивает Ассоциация европейского бизнеса. Потеря товарных знаков если и принесет Hyundai дискомфорт, то небольшой, считают дилеры марки. Так, ежеквартально каждый дилер Hyundai продает один-два микроавтобуса H-1, указывает коммерческий директор "Автоспеццентра" Александр Зиновьев. В самой Hyundai на вопросы "Ъ" не ответили.