Воронежских судей ждут с отставкой в Москве
Председатель Воронежского облсуда и его заместитель сложили полномочия из-за материалов ФСБ
В Воронеже разгорелся скандал, который может обернуться сменой руководства областного суда. Силовики утверждают, что его глава Виталий Богомолов и зампред Владимир Маслов написали заявления об отставке по собственному желанию после появления "оперативной информации ФСБ" о том, что они якобы вымогали деньги "за вынесение судебных решений в интересах обвиняемых". Среди дел, решения по которым "были простимулированы", силовики называют громкие дела об организованном преступном сообществе сутенеров и убийстве. Обвиняемые по ним находятся не под стражей. В облсуде говорят, что ничего не знают о возможных отставках.
Информацию о предстоящих "в ближайшее время" отставках в руководстве облсуда "Ъ" сообщили сразу несколько источников в правоохранительной системе Воронежской области. По их словам, Виталий Богомолов и Владимир Маслов 12 мая были вызваны руководством Верховного суда РФ и написали заявления о добровольном досрочном сложении полномочий. "Основанием стали данные УФСБ по Воронежской области, из которых следовало, что они через особо приближенных людей могли вымогать деньги за вынесение судебных решений в интересах обвиняемых. Богомолов и Маслов уйдут вместе по итогам внутренней проверки их деятельности",— рассказал источник в силовых структурах. По его словам, "в коррупционной цепочке" участвовали "сразу несколько крупных адвокатских контор". Правоохранители указывали, что, после того как Богомолов и Маслов покинут свои должности, будет возможен пересмотр решений воронежских судов сразу по нескольким резонансным делам.
В качестве примеров они привели дело бывшего кандидата в депутаты гордумы Воронежа, адвоката Алексея Климова и местного предпринимателя Эдуарда Ельшина. Региональное управление СКР вменяет юристу в вину "организацию преступного сообщества сутенеров" (ст. 210; ст. 241 УК РФ). По версии следствия, оно контролировало от 200 до 300 проституток и приносило около 5 млн руб. ежемесячного дохода. Эдуард Ельшин обвиняется в "убийстве" местного жителя (ст. 105 УК РФ) в центре Воронежа у входа в ресторан "Иль Токио". Преступление записала камера видеонаблюдения. Разбирательства по этим делам уникальны для региона — обоим фигурантам вменяются в вину особо тяжкие преступления, однако их, несмотря на требования прокуратуры и следствия о продлении содержания под стражей, суд отпустил из СИЗО. Предприниматель Ельшин находится под домашним арестом, а адвокат Климов — и вовсе под подпиской о невыезде. Обоих обвиняемых защищают работники одной из самых авторитетных адвокатских коллегий региона — "Баев и партнеры", а Алексей Климов входит в нее как адвокат. Руководитель коллегии Максим Баев вчера не отвечал на звонки "Ъ", а адвокат Виктория Жилина, представлявшая интересы Климова, в резкой форме отказалась от комментариев.
Официальный представитель облсуда Лада Петина сказала "Ъ", что Богомолов и Маслов "находятся на рабочих местах" и "работают в обычном режиме". Она подтвердила, что оба судьи 12 мая "были в командировке в Москве". Для утверждения их отставки по закону требуется решение Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) РФ. По примерному графику работы, опубликованному на ее официальном сайте, коллегия должна собраться на очередное заседание до 21 мая. Повестки дня мероприятия в публичном доступе нет, на звонки "Ъ" в коллегии вчера не отвечали. Тем не менее источник в Верховном суде подтвердил "Ъ", что руководители уже подали заявления о сложении полномочий в ВККС.
В истории руководства облсуда может быть и еще один сюжет. Накануне командировки Богомолова и Маслова, 11 мая, оперативники ФСБ поймали в Воронеже девушку-адвоката с 350 тыс. руб., которые она взяла у клиента якобы для "решения вопроса" о положительном для него судебном решении. Региональное управление СКР вменяет ей в вину "мошенничество" (ч. 4 ст. 159 УК РФ), там полагают, что реальной возможности повлиять на приговор она не имела. Имени адвоката силовики не раскрывают, но, по данным "Ъ", речь идет о Марии Григорашенко. "При ней нашли блокнот, оказавшийся приходно-расходной книгой, в которой учитывалось, кому отнесли, сколько и за что. Там были интересные фамилии, и это могло стать для руководства суда последней каплей",— уверял вчера один из источников. Мария Григорашенко в беседе с "Ъ" назвала эту версию "полной ложью и чушью": "Объявлена какая-то охота на ведьм. Я Богомолова видела только по телевизору. Думаю, оперативники хорошо знают, что меня с ним ничего не связывает". Силовики также попросили не торопиться с выводами о взаимосвязи между историями судей и адвоката.