Алекперову стала тесновата прежняя яхта

Для миллиардеров размер имеет значение

Вагит Алекперов сменил Galactica. Глава компании ЛУКОЙЛ продал свою старую яхту и спустил на воду другую. Обе носят название Galactica. Эксперты говорят, что прежняя лодка стала Алекперову тесновата. Ее длина была 50 метров, а у новой — 70. Но главное достоинство яхты Galactica Super Nova — ее быстроходность. Лодка может разгоняться до 30 узлов и считается одной из самых быстрых в своем классе. Подробности — у Светланы Беловой.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Свою первую Galactica Вагит Алекперов продал с дисконтом. В марте прошлого года он выставил ее на продажу за €21 млн, но уступил покупателю 1,5 млн. Лодка уже со стажем — была спущена на воду в 2009-м, морально устарела и не соответствует статусу владельца, пояснили эксперты. Новое же приобретение — Galactica Super Nova — спущена на воду в марте. Она имеет площадку для посадки вертолетов, между палубами ходит стеклянный лифт, внутри есть водопад, хрустальная лестница, бассейн, который пропускает солнечный свет в каюту на нижней палубе. При всем этом судно относят к средней категории мега-яхт. Она входит только в топ-200 самых длинных лодок мира. Сейчас активно растет рынок сегмент яхт свыше 70 м. Так английские верфи уже не справляются с заказами и вынуждены были объявить дополнительный набор рабочих. А профессиональная Яхтенная ассоциация Британии разработала специальный курс подготовки обслуживающего персонала. Каждый год на рынке требуется около 3 тыс. новых экипажей. Работа престижная и высокооплачиваемая, отметил в эфире ВВС руководитель рекрутингового агентства Abacum and March Терри Гилмор.

«Это вполне может быть карьерой, я знаю начинающих стюардесс, которые зарабатывают €2,5 тыс. в месяц. Основные расходы и так покрываются, так что это, по сути, карманные деньги. И я знаю тех, кто лет через пять получает по €7-8 тыс.», — сообщил Гилмор.

Самая длинная моторная яхта в мире принадлежит шейху Халифу Аль Нахайан — члену королевской семьи из Арабских Эмиратов. Длина его яхты «Аззам» составляет 180 м. Знаменитая Eclipse Романа Абрамовича — 162,5 метра. Считается, что каждый метр такого судна, с оснащением и интерьером, обходится покупателю почти в €1 млн. Но у яхтсменов появилась возможность сэкономить. Российские верфи активно пытаются выйти на рынок строительства супер-лодок. Цена корпуса будет на 30-50% дешевле, по сравнению, например, с итальянским или голландским производством, но качество не хуже, заверил исполнительный директор Российского яхтенного союза Сергей Гмыра.

«У нас очень много верфей, которые стоят без дела, без работы, они варят корпуса для тех же самых голландцев, варят какие-то баржи, коммерческие суда. Они могут так же строить и яхты, цены на строительство самые лучшие в мире, потому что цена на рабочих не повысилась. За все эти годы верфи выгнали пьяниц остались очень хорошие сварщики, которые сделают хорошие корпуса, а потом уже можно будет отгонять их куда-нибудь в Италию или — поэкономичнее — в Турцию, где хорошие отделочники сделают все, что необходимо», — уверен Гмыра.

При этом реальных заказов у российских судостроителей нет. За прошлый год количество гражданских судов, построенных на местных верфях, снизилось на 20%, а в денежном выражении — на четверть — это почти потерянный €1 млрд, а потенциал рынка огромен. Своя яхта есть практически у каждого миллиардера, и российские предприниматели не исключение. Менять лодки принято раз в пять лет. Только за последний год свои старые лодки выставили на продажу основной владелец «Онэксима» Михаил Прохоров, глава банка «Русский стандарт» Рустам Тарико и основной акционер «Еврохима» Андрей Мельниченко. Состоятельные россияне покупают новые мега-яхты, но до России они не доплывают. Особенности законодательства вынуждают яхтсменов швартоваться за границей, пояснил владелец Burevestnik Group Андрей Бойко.

«Существует мировая практика: яхты регистрируются в офшорах или каких-то островных флагах, поэтому в нашем случае есть проблема, что суда под иностранным флагом до сих пор не могут нормально и свободно заходить на территорию РФ. Я знаю, что наше правительство серьезно над этим думает, но пока окончательного решения не принято, и процедуры не упрощены. Все наше законодательство заточено на то, что россиянин может купить яхту, но ему предлагают сразу заплатить столько налогов, что он автоматически решает пользоваться ей за границей и совершенно официально ничего не платить. Совокупный таможенный платеж равен 33% от стоимости лодки, а с офшорной регистрацией никто ничего не платит», — рассказал «Коммерсантъ FM» Бойко.

По статистике, за прошлый год в мире продано 268 супер-яхт общей стоимостью около €2,5 млрд. Больше всего владельцев дорогих лодок среди американцев. Им принадлежат 33% флота. На втором месте британцы, на третьем — с 5% сегмента — итальянцы. Россиян среди владельцев супер-яхт насчитывается 3%. Всего же в мировой марине плавают 4476 таких лодок.

Вся лента