Японцы не прочь выжать из угля
Marubeni обсуждает с СУЭК производство метанола в Ванино
Российские власти активизировали переговоры о вхождении в угольные проекты на Дальнем Востоке японских партнеров — «Колмар» готов начать экспорт в Японию угля из Якутии, а СУЭК и Marubeni изучают перспективы переработки угля в метанол в Ванино (Хабаровский край). Эксперты отмечают, что японский рынок заинтересован в угле из России, и идея его переработки в Ванино, где скрещиваются потоки нескольких угольных экспортеров, выглядит логичной, а расположение рядом с рынком Китая, где быстро растет потребление метанола, сулит неплохие перспективы.
Российская сторона представила японскому бизнесу ряд новых проектов, и крупные компании «будут изучать эти возможности», заявил глава угольного и топливного департамента японской компании Nippon Steel & Sumitomo Metal Коитиро Харада в ходе визита в Японию вице-премьера Юрия Трутнева (цитата по ТАСС). Среди интересных для японских компаний — проекты «Колмар» и СУЭК. «Колмар» (структура Volga Group) уже летом готов начать экспортные поставки из Якутии. «По первой промышленной партии в 20 тыс. т будем заключать соглашение уже в июне. Первая компания — Sojitz», — заявил гендиректор УК «Колмар» Сергей Цивилев. По его словам, поставки с Инаглинского ГОКа пойдут через входящий в Volga Group терминал «Сахатранс» в Ванино (Хабаровский край).
Как заявил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, СУЭК и японская Marubeni анонсировали еще один проект в Ванино — предприятия по переработке угля и производству метанола. Marubeni готова не только инвестировать средства, но и покупать продукцию. Сумма капиталовложений, их структура и параметры производства пока не раскрываются. «Они говорят — заберем все, что вы переработаете. Это выгодный проект, поскольку есть потребитель продукции. Думаю, что территория свободного порта (заявку на присвоение подобного статуса вслед за Владивостоком Ванино регион подал в Минвостокразвития.— „Ъ“) будет наиболее выгодна»,— сказал Вячеслав Шпорт. В Ванино действуют ЗАО «Дальтрансуголь» (структура СУЭК) и ОАО «Ванинский морской торговый порт» (аффилирован со структурами «Мечела»), а в бухте Мучке строит свой терминал на 12 млн т к 2017 году ОАО «Сахатранс». Все проекты так или иначе завязаны на японские и китайские энергетические концерны, которые будут потребителями продукции.
Заместитель редактора «Металлоснабжение и сбыт» Леонид Хазанов отмечает, что японцы заинтересованы в реализации российских угольных проектов по трем причинам. «Во-первых, регионы восточнее Урала входят в зону их стратегических интересов, во-вторых, они стараются не опоздать за китайскими игроками, которые здесь очень активны, в-третьих, после аварии на АЭС „Фукусима-1“ много закупается угля для снабжения работающих на нем электростанций»,— перечисляет он.
По оценкам Минэнерго, экспортные цены на российский энергетический уголь за последние пять лет в долларах снизились в 1,6 раза, на коксующийся — в 2,2 раза. Господин Хазанов отмечает, что цены на энергетический уголь сейчас колеблются в диапазоне $40–50 за тонну в зависимости от региона, немного поднявшись по сравнению с январем-февралем. Это связано с тем, что Япония, Китай, Южная Корея слегка увеличили закупки угля, пользуясь слабостью его рынка и относительно невысокими ценами, к тому же сократился экспорт угля из Австралии, Индонезии и США. Переработка угольного сырья в Ванино выглядит логично, считает господин Хазанов, поскольку его можно получать от любых производителей, а готовую продукцию отгружать на экспорт.
По данным центра кластерного развития «Кузбасский технопарк», с 64 млн т в 2014 году потребление метанола в мире вырастет до 109 млн т к 2023 году. При этом главным драйвером роста потребления должен стать Китай (плюс 37 млн т), который будет наращивать импорт (емкость рынка — 5–22 млн т), сейчас основное потребление метанола также приходится на Азию — 65%. Российские производители выпускают 3,5–4 млн т метанола в год, большую часть — из природного газа. Экспорт метанола из России в 2014 году вырос почти на 11% и достиг 1,5 млн т.