Биологиня экрана
Чем привлекает зрителей и рекламодателей ведущая видеоблога «Все как у зверей» Евгения Тимонова
Видеоблог "Все как у зверей" Евгения Тимонова начала вести, уйдя с работы в рекламе, на которой платили $10 тыс. в месяц. Многие темы Тимоновой вряд ли могли быть подняты в передачах о животных на федеральных телеканалах. Но именно выпуски о прыщах и многоженстве, гомофобии и патриотизме привлекают интересную рекламодателям аудиторию, которая брезгует обычным ТВ.
Вообще-то "Все как у зверей" можно и детям. Тестируем выпуск "Как приручили котиков" на второкласснике. "Ловлю мышей. Уровень — бог",— объясняет Тимонова суть оферты, которую 10 тыс. лет назад сделали нашим предкам предки нынешних барсиков. При этом за истекший с тех пор период собаки, например, чему только не научились, а котики, не скрывает восхищения Тимонова, не научились вообще ничему новому: "Могу ловить мышей. Могу не ловить". Пацан смеется. Ведущая сует в кадр пакет кошачьего корма известной фирмы и прямо говорит: корм хороший. Но даже этот ход не выглядит грубым после слащавых телероликов про кисок, ведь это же нам говорит сама Тимонова, пиарщик эволюции.
Детям, конечно, ее можно только в ограниченных дозах. "Людям нравится, когда их сравнивают со львом, а на самом деле лев — животное-м...дак" — это один из самых известных ее посылов, ставший мемом. И верно, м...дак — точнее не скажешь. Лев тунеядствует: сам не охотится, отбирает добычу у львиц, от охотника убегает первым, но целыми днями ревет и дерется. Не считая секса по 40 раз в день.
В выпуске "Ложь, наглая ложь и мать их мимикрия" Тимонова, постоянно изменяя окрас, учит нас виртуозно лгать, а в самой успешной своей передаче "Звериный оскал патриотизма" (более 1,1 млн просмотров на YouTube) рассказывает о животной природе такого чувства, как любовь к родине. При этом злит ведущая десятки патриотично настроенных комментаторов, чаще всего это чувство совершенно не полезно самой особи, а нужно вожаку, который преследует собственные цели и соплеменников в грош не ставит. Звучит политично, как и передача о том, что гомосексуализм встречается в природе повсеместно, а вот гомофобия вообще не встречается, поэтому именно она противоестественна. Но политика для Тимоновой явно не самоцель. "В кого люди такие", "О чем умолчал Николай Николаевич Дроздов" — вот слоганы передачи. Мы едем на встречу с Тимоновой в джунгли, благо это недалеко: центр Москвы, оранжерея Аптекарского огорода Ботанического сада МГУ. Здесь в невероятной зелени и цветении она снимает передачу о трипофобии — боязни открытых отверстий, всяких язв и увеличенных кожных пор.
"Теперь я достаю из кустов опарышей, и погнали"
Два оператора с камерами, парень со звукозаписывающей аппаратурой, ассистент с прожектором и еще дама с пустыми руками — видимо, режиссер. "Пока вы, задрав голову, любуетесь на всю эту замечательную флору, на вас самих из зарослей с нескрываемым гастрономическим интересом смотрят тысячи глаз",— с самыми милыми интонациями повествует идущая на камеру Тимонова. Господи, да кто же тут хочет нас сожрать? Она достает планшет и демонстрирует картинку: из глубоких отверстий какого-то растения высовывают глазастые головки то ли гусеницы, то ли еще какие-то омерзительные насекомые. "Ааа! Страшно?! — она со смехом тычет планшет прямо в камеру оператора.— Омерзительные насекомые, говорите? Именно так эту картинку и воспринимает большинство людей. А на самом деле это всего лишь соцветие лотоса с семенами внутри". Но есть вещи и действительно пугающие.
"Теперь я достаю из кустов опарышей, и погнали",— дает установку Тимонова на съемку следующей сцены. "Мой сегодняшний реквизит купила в магазине для рыболовов,— поясняет она.— Почему мы нервно реагируем на кластерные отверстия в коже или посторонних органических предметах? Это память о временах, когда человек жил в джунглях и его постоянно пытались сожрать какие-нибудь паразиты, забирающиеся под кожу. Вот вроде этих опарышей".
Отсюда, выясняем мы раньше, привычка обезьян и древних людей постоянно копаться друг у друга в шерсти и нынешняя настороженность у многих по отношению к отверстиям, из которых может выползти паразит, а также непреодолимое желание выдавливать прыщи.
Как таковой редколлегии, выбирающей темы, у проекта "Все как у зверей" нет. ""Звериному оскалу патриотизма" мы не прочили никаких миллионов просмотров, более того, думали, его вообще мало кто до конца осилит,— пожимает плечами Тимонова.— Тема должна быть интересна мне — это главный критерий выбора, если не единственный".
Как рождаются темы-ассоциации, мы наблюдаем на следующем месте съемок — в Московском зоопарке. Евгения сюда заходит через служебный вход. После запуска в 2013 году быстро набравшего популярность видеоблога сотрудники зоопарка сами вышли на нее, предложив содействие в подготовке материалов. В террариуме на шею Евгении бросается дежурный кипер Александр. Читаем надписи на табличках: "Монгольская жаба", "Квакша дальневосточная", "Баросский тритон". Для фото в журнал выбираем, какое бы существо поколоритнее дать Тимоновой в руки. Останавливаемся перед аквариумом с огромной лягушкой с внешностью борца сумо. На табличке она значится как "Африканский водонос".
"Это самец, ядовитый, но яд только в коже, зубы есть, в природе кусается, но у нас вполне спокоен — можно взять в руки",— говорит Александр. Тимонова берет лягушку — такую дыньку с мордой-чемоданом — двумя руками под брюхо. "Килограмма полтора",— оценивает она, ласково удерживая малоприятное существо. "И из них полкило — моча,— замечает Александр.— Запасает жидкость на случай засухи".
Пока идет фотосессия, Евгения рассказывает о водоносе: оказывается, тоже многоженец, как и лев. Только у этого вида самцы бьются не за самок (гарем), а за место в луже, то есть жилую недвижимость. А самки уже выбирают самца по наличию этой жилплощади и ее размеру. "А ведь это может стать темой нового выпуска — квартирный вопрос, который испортил не только людей",— говорит Тимонова, подхватывая начинающую ерзать лягушку.
Водонос выпускает на руки видеоблогеру свой резерв жидкости. Лужа на полу — как после собаки средних размеров. Тимонова в восторге: "Ой, он написал на меня!" На съемках она постоянно кого-то берет в руки, но обычно все проходит без эксцессов. "Не кусали, но покусывали. Морская свинка, афалина, императорский скорпион, попугай ара, циветта... До крови дошло только с калимантанским муравьем-солдатом, но это была полностью моя инициатива — хотела показать на камеру, как он защищает колонну муравьев-фуражиров. И он показал. Еще отличился калонг, индонезийская гигантская летучая лисица. Что удивительно, прокус бесследно зажил уже на следующий день. С интересом ждала полнолуния, но обошлось. А самые страшные покусы были от комаров в Беловежской пуще. Думали, живьем сожрут. Еще муха цеце кусала. Пока что без последствий, но вообще инкубационный период сонной болезни до десяти лет". Тимонова готова увлеченно описывать чудеса природы и без камеры. Продолжаем прогулку по зоопарку — Евгения может выступать здесь экскурсоводом. Как выясняется, благотворительный фонд "Эволюция" уже и продает "экскурсию с Евгенией Тимоновой". "Деньги идут на благотворительность, равно как и сборы от моих лекций, за вход на некоторые из них берут по 500 руб.,— поясняет Евгения.— Я в этом участвую бесплатно".
В слоновнике к нам подходит девушка: "Ой, вы Евгения Тимонова? Мы с мужем ваши поклонники. Можно с вами сфотографироваться?"
Налог на кривляния
10 мая председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков предложил создать реестр лиц, получающих доход от размещения видеороликов в блогах и ведения интернет-трансляций. Таким образом, подразумевается контроль доходов видеоблогеров и содержания их материалов, по крайней мере рекламных. Депутат уточнил, что в Госдуме готовы рассмотреть вопрос о введении патентов на осуществление подобной деятельности.
Самый популярный блогер в YouTube — швед Феликс Арвид Ульф Чельберг: у его канала PewDiePie более 44 млн подписчиков, а общее число просмотров видео — более 12 млрд. Годовой доход от партнерской программы с YouTube — более $7 млн. Поначалу блог был посвящен различным видеоиграм, позже к ним добавились описания путешествий автора.
Самый посещаемый русскоязычный блогер — живущий на Украине Иван Рудской, известный как EeOneGuy: более 7 млн подписчиков, предполагаемый годовой доход по партнерской программе YouTube приближается к $300 тыс. Секрет его успеха в малоосмысленном валянии дурака на камеру, при этом кривляния Рудского у подростков, в основном у девочек, пользуются бешеной популярностью.
Заработать видеоблогер может на рекламе, размещение которой в его блоге заказали лично ему. Это требует отдельных усилий по поиску рекламодателей. Если блог рассчитан на детей, подростков и аудиторию невысокого социального статуса, покупающуюся на дешевые шуточки, то найти рекламодателя трудно. Однако "дешевая" аудитория — самая многочисленная. Если ее привлечь, то и рекламодателя искать не нужно: денежки пойдут самотеком по так называемой партнерской программе YouTube. Именно исходя из расценок этой программы и известного числа просмотров сделаны предположения о заработке вышеупомянутых блогеров.
Просто за просмотры видео YouTube не платит ничего, даже если их миллионы. Платит за просмотр, именно просмотр размещаемой в этих видео рекламы. Первый вид просмотров касается рекламных роликов, которые автоматически запускаются перед просмотром видео самого блогера. Если пользователь просмотрел не менее 30 секунд рекламного ролика, тогда YouTube получает деньги от рекламодателя и 50% отдает блогеру.
Второй вид рекламы YouTube — всплывающие под видео баннеры. Сами по себе их просмотры не стоят ничего. Оплачивается это в том случае, если пользователь кликнул на такой баннер-ссылку, перешел на сайт рекламодателя и пробыл на этом сайте какое-то время. YouTube платит за один просмотр рекламы или переход от $0,005. Оценка дохода строится исходя из статистики кликов-просмотров: 1 тыс. посещений ролика дает блогеру $1,5.
Натуральный бизнес
Тимонова из Новосибирска, еще в детстве считала себя биологом, таскала домой жуков и червяков. Уговаривала родителей купить собаку, но уломать их удалось только на аквариум. Точнее, на пять аквариумов. "Народившихся мальков я сдавала в зоомагазины за деньги",— вспоминает она. Мечтала заниматься фауной морей и океанов, поступила на биофак Новосибирского государственного университета. Но дошла до третьего курса, на котором настала пора изучать любимых животных, вскрывая их скальпелем, тут и поняла, что ей интересно поведение живых существ, а не их строение, и вообще, не биолог она, а натуралист. Бросив биофак, выучилась на филолога и пошла работать в рекламу. Но интерес к животному миру не исчез. Постоянно развлекала коллег рассказами, как все "происходит у зверей". Коллеги привычно замечали, что тебе, Тимонова, с этим по телевизору надо выступать.
"В рекламе я отработала более десяти лет, последнее место — крупное агентство BBDO. Мне там стало уже скучно, а они такие вещи хорошо чувствуют. Ну мы и расстались,— рассказывает Тимонова.— Потом параллельно писала колонки в матовый женский журнал. Колонки совсем не про животных. Но была и одна про того самого льва-м...дака". В 2012 году Тимонова победила в конкурсе одной из компаний на лучшую идею видеоролика об исследовании пользы морской воды. Приз — поездка на Адриатику и съемка серии репортажей на деньги спонсора. Там она познакомилась с владельцем голландского рекламного агентства Сергеем Фененко. "Он прочитал колонку про льва и сказал, что из этого можно было бы сделать классный видеосюжет. А дальше делать в таком же ключе цикл передач,— вспоминает Тимонова.— Сначала думали о ТВ, но туда просто так не попадешь, а потом поняли, что сами себе телевизор".
Сергей Фененко — режиссер и партнер Тимоновой в проекте: у обоих по 50%. "Материал для первых восьми роликов, в том числе и про льва, мы сняли в Кении — отправились туда на три недели, потратив на всю поездку около $8 тыс. Можно считать, что просто отдыхали и попутно снимали. Никакой съемочной группы тогда еще не было — Сергей снимал сам. И первый год работали только вдвоем. Во второй год к нам присоединился в качестве художника Андрей, ставший впоследствии моим мужем, а на третий год мы пригласили и профессионального оператора,— рассказывает Тимонова.— Два года мы только вкладывали — выпустили около двадцати роликов".
Потом подтянулись рекламодатели — например, сотовый оператор Yota заплатил €6 тыс. за шесть выпусков, снятых в Португалии. Один из этих роликов как раз "Звериный оскал патриотизма". "Мы написали синопсисы сценариев, объявили через соцсети о поиске спонсора. Yota откликнулась быстрее всех. Заключили договор на 100 тыс. просмотров спонсированных роликов об эволюции этики плюс 20 тыс. просмотров спецсюжета о природных изобретениях. Yota совершенно не вмешивалась в творческий процесс, не пыталась его контролировать и полностью доверилась нам, за что в итоге получила почти 2 млн просмотров, и эта цифра продолжает расти",— о бизнесе, связанном с рекламой, Тимонова говорит столь же непринужденно, как о зверях.
На телевидение Евгения в итоге тоже попала. Команда, которую мы застали в Аптекарском огороде,— это не ее коллектив, а съемочная группа телеканала "Живая планета". "Мы подписали контракт на 18 выпусков. С ними недавно съездили в Африку, все там отсняли. А то, что вы видели в Ботаническом саду, так у нас этот сюжет ветром задуло — пришлось в оранжерее переснимать,— рассказывает Тимонова.— Идеи мои, сценарий мой. Снимаю свой стандартный десятиминутный выпуск плюс еще 16 минут довесок. Полный сюжет показывают на "Живой планете", а десятиминутный — на моем канале".
Съемки нового сезона летом 2016 года запланированы в Индии, но спонсоров пока нет — пока опять будут снимать на свои. "Средней себестоимости у ролика нет, снятое на Калимантане обходится нам в одну сумму, снятое в Москве — в другую, но заказчик платит за резонанс и количество просмотров, а уж какими средствами мы это добиваемся, это технический вопрос. Хотя картинка, снятая в экзотическом месте, всегда интереснее и привлекательнее. Но успех ролика — это не только картинка",— говорит Тимонова. Сезон — шесть выпусков. Спонсорство сезона — от €7,9 тыс. без НДС, один спецвыпуск — €3,5 тыс.
Миллионные просмотры обычно набирают ролики из категории "поржать" — это дешевая аудитория. Мой же канал — "для умных", его смотрят люди со сравнительно высоким IQ
"В рекламе я зарабатывала в переводе на валюту около $10 тыс. в месяц. Здесь пока таких денег нет, но мы понемногу движемся в эту сторону. Правда, и курс доллара сейчас другой. Так что это точно не дауншифтинг",— смеется Тимонова. Основным заработок на проекте является и для художника-мультипликатора, работавшего раньше в студии "Пилот" Андрея Кузнецова, мужа Евгении. Андрей, конечно, выполняет другие заказы, да и сама Тимонова читает курс по видеоблогингу в Московской школе радио и телевидения. Принято считать, что популярные видеоблогеры получают ощутимые деньги от самого YouTube — долю от рекламы хостинга. По словам Тимоновой, в ее случае отчисления YouTube копеечные — до $100 в месяц.
У того же выпуска про котиков при 118 тыс. просмотров 6 тыс. лайков и 400 комментов. Это 5,4% от количества просмотров, в то время как обычный уровень для популярного видео на YouTube — около 0,5-0,7%.
"Популярность наших роликов ниже, чем у самых популярных блогеров YouTube. Обычный наш ролик набирает в первый год более 100 тыс. просмотров, а видео топ-блогеров — миллионы. Но тут, конечно, разница в аудитории: миллионные просмотры обычно набирают ролики из категории "поржать" — это дешевая аудитория,— рассуждает Тимонова.— Мой же канал — "для умных", его смотрят люди со сравнительно высоким IQ, высока доля и детей, но это тоже умные дети. Такую аудиторию трудно зацепить ТВ и печатной прессой, эти люди резистентны к рекламе по традиционным каналам, их медиа — интернет".
Дикая смерть
Натуралисты нередко становятся жертвами нападения животных.
Одна из недавних историй — нападение оцелота (дикой кошки) на ведущего шоу о животных Brave Wilderness Койота Петерсона. Видеоролик, в котором оно запечатлено, выложили в YouTube 17 мая. Сюжет о жизни оцелотов снимался ночью, когда животные выходят на охоту. В итоге хищники поохотились на саму съемочную группу. Ведущий взмахнул рукой, оцелоту это не понравилось. Кошка прыгнула журналисту на голову, оцарапала лицо и покусала уши.
Предсказать, когда и какое действие человека вызовет недовольство животного, часто не может даже опытный натуралист. В 2015 году фотограф дикой природы Кристоф Курто снимал гориллу в парке Бирунга в Руанде. Спокойно встав на колено, он навел объектив на животное. Горилла мигом бросилась на фотографа и повалила на землю. Пострадавший тогда отделался лишь небольшим шрамом на лбу.
Авторы научно-популярных шоу часто преднамеренно подвергают себя опасности. В 2014 году натуралист Пол Разоли должен был быть проглочен пятиметровой анакондой на съемках фильма канала Discovery. Проглочен в самом прямом смысле: ученому изготовили специальный защитный скафандр, обеспечивавший его воздухом, с датчиками дыхания и сердцебиения. В этом скафандре он собирался попасть внутрь змеи, а потом рассказать об увиденном и своих ощущениях. Дабы привлечь внимание хищника, скафандр специально вымазали свиной кровью. Но все пошло не так. Глотать человека в скафандре змея побрезговала, однако стала душить — скафандр едва спас исследователя.
Смертельные случаи тоже не редкость. В 2003 году российский ученый и фотограф Виталий Николаенко был растерзан медведем. В 200 км от Петропавловска-Камчатского он фотографировал спящего медведя. Внезапно зверь проснулся. Фотограф успел выпустить в медведя паралитический газ из баллончика, но это не остановило хищника.
Знаменитый австралийский натуралист, тележурналист, автор сериала «Охотник на крокодилов» Стив Ирвин однажды нырнул вместе с крокодилом и был укушен — получил травму руки. В другой раз кенгуру сильным ударом разбил ему губу. В 2006 году Стив Ирвин с оператором делали подводную съемку больших хвостоколов (скатов) для фильма «Смертельно опасные существа океана». Случаи нападения на человека этих хищников крайне редки, да и для натуралиста это было уже не первое погружение к скатам. Но в этот раз один из скатов поднял свой хвост с ядовитым жалом на конце и ударил им проплывающего над ним журналиста прямо в грудь. Журналист погиб. Плывший сзади оператор успел все заснять.