Погост в горле

Что изменится в похоронном бизнесе после Хованского побоища

Перестрелка с участием пяти сотен человек средь бела дня на кладбище, во главе одной из сторон — высокопоставленный чиновник. Похоронный бизнес — это в каком-то смысле потусторонний мир. И реформировать его, несмотря на бесконечные разговоры, строго говоря, никто и не брался.

В ГБУ "Ритуал" поспешили откреститься от Юрия Чабуева, хотя многие считают его порождением этой системы

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

ИЛЬЯ ДАШКОВСКИЙ

"Конфликт на бытовой почве", "месть за осквернение могилы родственника" и даже "таджики-нелегалы сами напали на посетителей кладбища" — объяснения участников побоища, случившегося 14 мая на Хованском кладбище, не выдерживают критики. Несколько сотен человек, явившиеся днем на кладбище c огнестрельным оружием, чтобы биться насмерть с рабочими-мигрантами, больше похожи на отстаивающих свою территорию наследников Деда Хасана, лежащего под одной из плит здесь же, чем на оскорбленных (пусть даже его родственников), мстящих за опрокинутое надгробье.

Три человека погибли, более 30 были ранены. Пострадавшие есть и со стороны рабочих-мигрантов из Таджикистана, и со стороны неких "спортсменов", пришедших субботним днем на кладбище с автоматом, пистолетами и арматурой.

Следователи предполагают, что побоище произошло из-за отказа мигрантов платить руководству кладбища за право работать на его территории. Причем Следственный комитет считает директора территориального отделения ритуального обслуживания (ТОРО) N3 Юрия Чабуева организатором драки. ТОРО N3 — это большое подразделение ГБУ (до середины 2015 года — ГУП) "Ритуал", в которое входит около 30 кладбищ, включая само Хованское с миллионом захоронений, и менее крупные, но престижные Новодевичье, Ваганьковское и Троекуровское. Впрочем, в версию о том, что "таджики сами напали", следствие уже, похоже, не поверит. Из 29 граждан Таджикистана, задержанных на Хованском кладбище, семерых решили депортировать, остальным дали 15 суток административного ареста. А фигурантами дела стали 14 арестованных "спортсменов": среди них директор Юрий Чабуев, бывший сотрудник патрульно-постовой службы полиции Москвы в Хамовниках Никита Мошенко и отставной спецназовец Александр Бочарников. Последнему вместе с Чабуевым инкриминируют совершение убийств.

Несколько сотен человек, явившиеся днем на кладбище c огнестрельным оружием, больше похожи на отстаивающих свою территорию наследников Деда Хасана, лежащего под одной из плит здесь же

Сам Чабуев утверждает, что в драке он не участвовал, а конфликт хотел предотвратить. Так или иначе, в связи с возникшей ситуацией Юрий Чабуев освобожден от занимаемой должности, сообщили в пресс-службе "Ритуала". По имеющимся в ГБУ сведениям, в правоохранительные органы поступали сообщения о необходимости усилить охрану на Хованском кладбище.

Рейды, вмененные в обязанность

"Абсолютно непонятно, почему государственный чиновник не вызвал полицию, если у него были проблемы с работающими на его территории нелегалами?" — недоумевает президент Союза организаций ритуального и похоронного обслуживания столицы Андрей Стосков.

Другой источник "Денег", близкий к похоронной отрасли, случившимся удивлен меньше и утверждает, что нечто подобное — в меньших, правда, масштабах — на московских кладбищах происходило в последнее время дважды: осенью, по данным источника, вооруженные столкновения происходили на Перепечинском и Долгопрудненском кладбищах (оба находятся в ведении ГБУ "Ритуал"). "Спортсмены", утверждает наш собеседник, хотели получать до 90% заработка мигрантов. Общественную огласку эти происшествия не получили, как говорят в похоронной сфере, якобы в связи с тем, что у нападавших были высокопоставленные покровители. Оперативно подтвердить в пресс-службе ГУ МВД по Московской области факт драк на этих двух кладбищах "Деньгам" не удалось. Директор ТОРО N6, куда входит Перепечинское кладбище, Александр Малик заявил, что "работает в этой должности только с августа, никаких серьезных конфликтов на кладбище не помнит". Возможной причиной жалоб мигрантов он назвал рейды, которые регулярно совершают сотрудники охранного агентства "Кодекс Щит" (у него контракт с ГБУ "Ритуал"), но выявлять случаи деятельности нелегалов входит в контракт агентства.

Источник "Денег", близкий к похоронной отрасли, случившимся удивлен меньше и утверждает, что нечто подобное — в меньших, правда, масштабах — на московских кладбищах происходило в последнее время дважды

В отрасли считают, что побоище на Хованском кладбище, возможно, связано с переделом рынка ритуальных услуг, исчисляемого в Москве в 7-10 млрд рублей в год. По некоторым оценкам, более половины этой суммы приходится на теневой бизнес.

Письмо с поличным

Летом 2015 года в интернете появилось открытое письмо мэру Москвы Сергею Собянину, подписанное "коллективом ГУП "Ритуал"". Никто из нынешних сотрудников "Ритуала" в том, что имеет отношение к бумаге, конечно, не признается, авторство приписывают уволенному незадолго до появления послания главе "Ритуала" Игорю Медведкову. Сам Медведков от авторства отказался, сообщив, что не располагал всеми данными, приведенными в письме, но с большинством изложенных фактов согласен.

С первых же строк мэра просят обратить внимание на "анархию и криминал, захватившие наше предприятие". Далее рассказывается о коррупции в госзакупках ГУПа, о завышении стоимости услуг, приводятся названия компаний, неизменно побеждавших в тендерах. Описано, и как продают участки для захоронений. Так, цена участка на Троекуровском кладбище, согласно письму, составляет 10 млн рублей. Чтобы получить его, нужно разрешение высшего руководства, причем вполне легальное. "Все заведующие кладбищами знают от руководства "Ритуала" порядок действий: лицо, интересующееся приобретением СРЗ, направляется ими к директору ГБУ господину Екимову (Артем Екимов, нынешний руководитель "Ритуала".— "Деньги"), тот с помощью эсэмэс должен запросить разрешение на продажу участков у Немерюка (Алексей Немерюк, руководитель департамента торговли и услуг города Москвы.— "Деньги"), в его отсутствие — у Зубцова (Иван Зубцов, первый заместитель руководителя департамента торговли и услуг Москвы.— "Деньги"). Если разрешение получено, происходит процесс получения наличных денежных средств, но, как вы понимаете, не в кассу",— утверждают анонимные авторы письма.

Только за прошлый год за взятки были сняты с постов и арестованы десятки сотрудников "Ритуала", информация о новых арестах поступает регулярно

Вне зависимости от того, насколько точно описывается положение дел, коррупция в ритуальных услугах не была ни для кого секретом — о криминализации отрасли говорили много лет, о серых ценах на кладбищах и о возможности получить место там, где больше не хоронят, тоже стало известно не вчера. Только за прошлый год за взятки были сняты с постов и арестованы десятки сотрудников "Ритуала", информация о новых арестах поступает регулярно.

При этом чуть ли не традицией стали заявления каждого нового руководителя, что ему-то удалось искоренить коррупцию и криминал. Так, в интервью в 2010 году после своего увольнения с поста главы департамента потребительского рынка и услуг (сегодня — департамент торговли и услуг) города Москвы, в ведении которого находилась похоронная отрасль, Владимир Малышков утверждал, что "...криминала уже на кладбищах нет, единичные случаи разве что". То же самое на днях заявил "Деньгам" уволенный в 2015 году с должности исполняющего обязанности генерального директора "Ритуала" Игорь Медведков.

Реформа полным ходом

С 2008 года в "Ритуале" сменилось пять директоров. Каждый новый директор менял всех подведомственных руководителей и, зная судьбу своих предшественников, каждый новый временщик действовал все более энергично. Еще за это время трижды менялись правила относительно меры присутствия частных компаний на рынке: сначала их долю велено было уменьшать, потом увеличивать, потом снова уменьшать. Помимо того, в прошлом году изменился статус "Ритуала": из ГУП (государственное унитарное предприятие) он превратился в ГБУ (государственное бюджетное учреждение). Считалось, что все это время отрасль реформировалась, но лишь к этим трем изменениям, собственно, реформа и сводилась.

В настоящее время обсуждается, по сути, все то же самое.

Каждый новый директор менял всех подведомственных руководителей и, зная судьбу своих предшественников, каждый новый временщик действовал все более энергично

Хотя в отрасли основным источником проблем считают "Ритуал", чиновники полагают, что именно он может устранить все недостатки, если обеспечить ему монопольное положение. Почему монополистом должен стать именно "Ритуал"? Департамент торговли и услуг Москвы подчеркивает, что на рынке должны работать только государственные структуры, именно они следят за кладбищами и обеспечивают там порядок. Легальность частного бизнеса вызывает сомнения у чиновников, потому что частники "используют мигрантов". Но, как утверждает член Европейской ассоциации ритуальных услуг Андрей Марсий, "Ритуал" использует труд тех же самых мигрантов.

Вернемся, однако, к монополизму. Официально у ГБУ "Ритуал" всего 10% рынка ритуальных услуг в Москве (другие игроки рынка оценивают его долю в 40% и выше). Вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев (СПОК) Алексей Сулоев говорит, что на Троекуровском кладбище, например, 100% памятников устанавливает "Ритуал", и если собрать все услуги на рынке и все кладбища, то получится несопоставимо больше 10%. И при этом, как утверждают эксперты, "Ритуал" последовательно и планомерно расширяет свое присутствие на рынке ритуальных услуг.

Вся лента