"Суд сам вправе выбирать себе друзей"
Валерий Зорькин отмечает 25-летие КС
Вчера на международной конференции в Санкт-Петербурге "Современная конституционная юстиция: вызовы и перспективы" председатель Конституционного суда (КС) Валерий Зорькин заверил, что российский КС не находится "под пятой Кремля". Глава Венецианской комиссии Совета Европы (ВК) Джанни Букиккио призвал государственные органы выполнять решения конституционных судов "независимо от того, согласны они с ним или нет". КС убедил главу Венецианской комиссии, что российские законодатели "должны провести реформы, которые примирили бы ЕСПЧ с Конституцией". При этом Валерий Зорькин не видит препятствий для рассмотрения в КС запроса властей о невозможности исполнения решения ЕСПЧ о выплате компенсации, как в деле акционерам ЮКОСа.
Международная конференция с участием представителей КС других стран, ЕСПЧ и ВК проходит в рамках VI Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) и приурочена к 25-летнему юбилею российского КС. Выступая c докладом "Конституционная юстиция на переходном этапе исторического развития России", председатель КС Валерий Зорькин заявил о независимости высшего суда РФ. "Если КС находится под пятой Кремля, тогда хороший у нас Кремль, потому что десятки и сотни наших решений идут в русле идей Конституции. Моя совесть чиста",— сказал глава КС, отметив, что он "ни разу не получил указания президента", за исключением телефонного звонка первого президента РФ Бориса Ельцина, который возмущался, что КС в 1993 году пошел "против президента" в его борьбе с "реакционным парламентом". "КС нередко обвиняют в стремлении служить и вашим, и нашим. Но мы исходим из того, что все, кто обращается к нам,— это именно наши",— подчеркнул он.
Не обошел господин Зорькин и "очень большой шум", вызванный новыми полномочиями КС признавать неисполнимыми решения ЕСПЧ. ВК в марте раскритиковала соответствующие поправки к закону "О КС", а в июне должна принять по этому поводу заключение. "Если бы я был в Венецианской комиссии, я бы на месте критиков признал, что лучше, чтобы это решало не правительство по своей воле, а нейтральный арбитр, достаточно легитимированный и пользующийся доверием",— высказался господин Зорькин в пользу новых полномочий КС. Он разъяснил принятое в рамках этих полномочий первое решение КС о неисполнимости пожеланий ЕСПЧ в постановлении по делу бывших заключенных Анчугова и Гладкова, которые, по его словам, пожаловались в Страсбург на то, что им не дали "проголосовать за Путина". "Мы предложили законодателю оптимизировать систему уголовных наказаний. Надеюсь, наши депутаты отнесутся к этому предложению с пониманием, что позволит дифференцировать ограничение избирательных прав рассматриваемой категории лиц",— объяснил глава КС. Напомним, что эти рекомендации не были обязательными для законодателя.
Такое разъяснение вполне устроило председателя ВК Джанни Букиккио, не забывшего о недавнем "теплом приеме" в КС делегации экспертов комиссии. КС убедил главу Венецианской комиссии, что российские законодатели "должны провести реформы, которые примирили бы ЕСПЧ с Конституцией". "Мы поняли, что существует большая решимость в Москве и Санкт-Петербурге остаться частью Совета Европы и ЕСПЧ",— заявил он, однако отметил, что "государственные органы власти должны четко заявлять, что решение КС будет выполнено, независимо от того, согласны они с ним или нет". "Когда госорганы нападают на конституционные суды, независимость КС попадает под угрозу",— заявил глава Венецианской комиссии.
На вопрос "Ъ", как часто будут поступать в КС запросы о невозможности исполнения решений ЕСПЧ, господин Зорькин предположил, что они едва ли получат широкое распространение. Относительно того, могут ли власти обжаловать в КС присужденные ЕСПЧ компенсации (как в деле ЮКОСа), глава КС сообщил, что "невозможность исполнения может распространяться и на меры индивидуального характера", предусмотренные решением ЕСПЧ. А на вопрос, как КС относится к экспертным заключениям "друзей суда", господин Зорькин заявил, что этот институт "официально не закреплен в российском законодательстве, но решение о приобщении к материалам дела какой-либо серьезной аналитической информации находится в ведении самого суда". "Суд вправе сам выбирать себе друзей",— резюмировал глава КС.