«ГИТИС — это вуз, который заслуживает еще лучшей жизни»
И.о. ректора ГИТИСа Григорий Заславский в интервью «Ъ FM»
Чего не хватает российской театральной школе? В чем преимущество академического образования? Есть ли долг у интеллигента перед своей страной? На эти и другие вопросы ведущему «Коммерсантъ FM» Анатолию Кузичеву ответил и.о. ректора ГИТИСа Григорий Заславский в рамках программы «Действующие лица».
«Если ты делаешь что-то хорошее, больше тебя любить не станут»
Григорий Заславский об эстетической непривлекательности кровавых событий: «По мне ничего более безвкусного написать нельзя. И дело не в том, что я не сочувствую, я очень даже сочувствую жертвам Майдана, но я хочу сказать, что там, где погибло 100 человек или 100 с лишним, нет места для разговора о перформансе. Потому что это люди погибли по-настоящему, а перформанс — это даже когда человек себя прибивает к брусчатке к Красной площади. То есть он может потом гвоздики-то выкорчевать и пойти дальше, йодом помазать и пойти дальше».
О том, что он собирается сделать на посту ректора ГИТИСа: «Это вуз, который заслуживает еще лучшей жизни. Он сейчас в очень хорошем состоянии, в него и так сумасшедший конкурс — 70 человек на место или еще больше на актерский факультет, но можно сделать так, чтобы приезжали иностранцы, учились. Может быть, это какие-то должны быть сокращенные курсы, специальные стажировки, потому что они не будут учиться четыре года, скорее всего, но полгода или максимум год нужно изучить их прекрасный опыт».
«Для американцев профессия актера — это ежедневное повышение квалификации»
Григорий Заславский о переходе на бакалавриат: «В связи с этим чудовищным Болонским процессом нужно было переключать всех обязательно на бакалавров и магистров. И например, театроведов отдали, можно сказать, на съедение волкам — кого-то надо было, кого было не жалко. Соответственно, сегодня есть четырехлетнее образование театрального критика, а после этого предполагается некий магистерский курс. Чему учить эти два года, если приходят и те, кто уже имеет образование, и те, кто, например, приходит после юридического, социологического образования? То есть им уже основы театра не нужно рассказывать, а тем, которые пришли только, нужно снова начинать в определенном смысле с нуля».
Об отличии российской и западной театральных школ: «Какие-то вещи американские актеры делают легче — в их игре есть какая-то замечательная легкость, и это не только у американцев, это и у английских актеров. У них есть какие-то защитные свойства организма, как мне рассказывал Владимир Зельдин: «Я ближе рубашки никого к сердцу не подпускаю». То есть они не подпускают слишком далеко. Но это не мешает англичанам гениально играть, вот в чем дело. Это немножко другая школа. Мы видим, что Камбербэтч, все их лучшие актеры играют точно не хуже, чем наши великие актеры».
«Другое дело, что приезжает какой-нибудь наш Слава Долгачев — режиссер, может быть, неизвестный очень многим в Москве, хотя он многие годы возглавляет Новый драматический театр и ставил когда-то спектакли во МХАТе — в Америку, организует какие-то мастер-классы, и приходят к нему, и сидят у него в первых рядах Сильвестр Сталлоне и Мерил Стрип, и он, открыв рот, выходит на сцену и понимает, а что же он, чему будет учить? А для них профессия актера — это ежедневный, ежегодный тренинг и повышение квалификации. Кому из наших актеров придет в голову идти на мастер-класс Джереми Айронса, если он приедет на какой-нибудь Московский кинофестиваль этим летом? А у них это обязательно. И нашим актерам не приходит в голову, что надо все время повышать квалификацию, все время учиться чему-то новому — степу, чему-то еще, вот этому самому синтетическому пути».
«ГИТИС для меня — не чужое место»
Григорий Заславский о назначении и. о. ректора ГИТИСа: «Это неожиданно, но приятно, потому что я учился в ГИТИСе, для меня это абсолютно не чужое место. Для меня это любимое место, это место, которому я сам обязан не только счастливыми пятью годами, но и замечательным образованием, выдающимися педагогами, которые тогда преподавали и которые продолжают учить в ГИТИСе до сих пор. Это легенды русского и советского театра».
Об отношении к академическому образованию: «Все-таки очень важно, чтобы человек, который рисует "Черный квадрат", в принципе умел рисовать, и чтобы он приходил к "Черному квадрату" как какому-то очень важному итогу своих размышлений об изобразительном искусстве, а не просто так: "Я вот рисую черные квадраты, а этот человек будет рисовать черные треугольники". Поэтому мне кажется, что ГИТИС должен давать вот эту самую академическую школу. А дальше пусть они развиваются в любом направлении, пусть они, как Марина Абрамович, устраивают перформансы самые радикальные и какие угодно. Вот мы смотрим сериалы и понимаем, что для того, чтобы играть в том или другом сериале, вообще ничего не нужно заканчивать. Но все-таки мне кажется, что эти сериалы пройдут, и вдруг в какой-то момент появится квалифицированный конструктор вроде Александра Сокурова, ему потребуются серьезные и очень большие профессиональные умения от актера Леонида Мозгового, и вот если Леонид Мозговой появится в этот момент, то выйдут фильмы "Молох" и так далее. А если будут те, которые снимаются в сериалах, то ничего не появится».