Ливии вернут оружие
Россия и Запад помогут Триполи бороться с "Исламским государством"
Мировые державы намерены возобновить поставки оружия властям Ливии, которые обещают принять экстренные меры для противодействия растущей угрозе со стороны "Исламского государства" (ИГ). Договоренность об оказании военной помощи базирующемуся в Триполи правительству национального единства была достигнута в Вене на встрече Международной группы поддержки Ливии — в ней приняли участие дипломаты более чем из 20 государств, включая Россию. Через пять лет после свержения режима Муаммара Каддафи и введения в отношении Триполи оружейного эмбарго Россия и Запад ищут новые пути взаимодействия по Ливии. Их цель — не допустить создания в регионе нового плацдарма исламского терроризма. Проблема приобрела особую актуальность после того, как отряды ИГ установили контроль над прибрежной территорией вокруг Сирта — родного города полковника Каддафи.
Конец двоевластия
Состоявшаяся в Вене во вторник встреча представителей пяти постоянных членов СБ ООН и еще более 15 европейских и региональных государств проходила после того, как находящаяся на грани распада Ливия сделала важный шаг на пути преодоления двоевластия. В марте в стране приступило к работе переехавшее в Триполи из Туниса правительство национального единства во главе с Файезом Сарраджем (о его создании при поддержке ООН было объявлено 14 февраля).
До этого в Ливии, пять лет живущей без свергнутого и убитого в 2011 году Муаммара Каддафи, единого правительства не было: параллельные и конкурирующие между собой властные структуры базировались в Триполи и городе Тобрук, находящемся на востоке, вблизи границы с Египтом.
"Усилия правительства национального единства по укреплению своей власти осложнялась неловкими попытками отдельных западных правительств вмешаться в ливийскую ситуацию — например, путем отправки в страну сил спецназа для поддержки тех или иных вооруженных группировок. Перед Европой встала настоятельная необходимость пересмотреть свою политическую и антитеррористическую стратегию в Ливии",— пояснил "Ъ" базирующийся в Лондоне эксперт Европейского совета по международным делам Маттио Тоалдо, автор исследования "Улучшенная интервенция: второй шанс Европы в Ливии".
Военные поставки для "проверенных сил"
Учитывая ошибки, допущенные Западом ранее, венская встреча Международной группы поддержки Ливии, проходившая под председательством госсекретаря США Джона Керри и главы МИД Италии Паоло Джентилони (один из ее инициаторов), должна была решить несколько ключевых задач. Одна из них — подтвердить международное признание нового правительства Файеза Сарраджа и тем самым ускорить процесс консолидации власти. Вторая — принять принципиальное решение по наиболее трудному вопросу о возобновлении поставок Ливии оружия и военной техники. Поставки эти были остановлены после введения Совбезом ООН в отношении Триполи в феврале 2011 года оружейного эмбарго. Россию, принимавшую активное участие в подготовке встречи, в Вене представлял заместитель главы МИД РФ Геннадий Гатилов.
"Правительство национального единства выразило намерение обратиться в комитет ООН по санкциям против Ливии с запросом о частичной отмене эмбарго на поставки оружия и боеприпасов, необходимых для борьбы с группировками, признанными ООН террористическими, и противодействия "Исламскому государству" по всей стране. Мы полностью поддерживаем эти усилия и одновременно укрепляем оружейное эмбарго ООН",— пояснил председательствующий на встрече госсекретарь США Джон Керри. Тем самым он дал понять: оружейное эмбарго в отношении Ливии никто пока отменять не будет. В нынешних условиях для Триполи речь может идти лишь о получении военной помощи для решения конкретной оперативной задачи, становящейся все более актуальной,— борьбы с "Исламским государством" (запрещено в РФ).
В принятом по итогам венской встречи совместном заявлении говорится о готовности ее участников начать поставки оружия правительству Файеза Сарраджа "в ответ на запрос об обучении и оснащении президентской гвардии и проверенных сил, объединенных общим командованием". При этом оружейное эмбарго будет сохранено — "для предотвращения попадания оружия силам, находящимся не под контролем правительства национального единства".
"Террористический плацдарм" на побережье
Проблема радикального исламизма в Ливии приобрела особую актуальность после того, как отряды ИГ установили контроль над прибрежной территорией вокруг Сирта — родного города Муаммара Каддафи. Для Европы это представляет особую угрозу — "воины джихада" получили возможность взять под свой контроль потоки беженцев, отплывающих в Италию с ливийского побережья, и направлять в ЕС под видом мирных переселенцев своих "спящих агентов".
Ситуация усугублялась тем, что ни одно из конкурировавших между собой ливийских правительств не считало борьбу с ИГ своей приоритетной задачей. При этом, как считают западные эксперты в области борьбы с терроризмом, исламским радикалам пока не удалось пустить в Ливии столь глубокие корни, как, например, в Сирии или Ираке. Главная причина — они не пользуются массовой поддержкой со стороны местного населения. Большинство бойцов ИГ, сражающихся на "ливийском фронте",— выходцы из других государств.
Имея ограниченные людские ресурсы, исламисты долгое время воздерживались от наступательных операций вглубь страны, предпочитая укреплять свой плацдарм вокруг Сирта. Однако этой весной силы ИГ в Ливии заметно активизировались. Этому способствовал приток "свежей крови" — антитеррористическая операция, которую ведут в Сирии и Ираке Россия и международная коалиция во главе с США, заставила многих боевиков перебраться с Ближнего Востока в Северную Африку.
В марте этого года один из руководителей спецслужб Марокко даже сообщил о планах "Исламского государства" перенести в Ливию штаб-квартиру группировки. Отряды ИГ попытались взять под контроль так называемый нефтяной полумесяц, где находятся крупные терминалы по экспорту углеводородов (Рас-Лануф, Эс-Сидер и Бен-Джавад). Именно "весенняя активизация" исламистов в Ливии заставила мировые державы заняться проблемой вплотную, результатом чего и стало совещание в австрийской столице.
"Встреча в Вене показала: Россия и Запад вынуждены искать новые пути взаимодействия по Ливии. И хотя свержение Муаммара Каддафи, произошедшее вопреки воле Москвы, резко осложнило и без того проблемные отношения между Россией и Западом, сегодня обе стороны объединяет общая цель — не допустить создания в регионе нового плацдарма исламского терроризма. Таким образом, Ливия, в свое время заставившая Москву и Запад размежеваться, сегодня вынуждает их объединиться",— пояснил "Ъ" директор Центра политических исследований Андрей Федоров.