«Начинать приватизацию с "Башнефти" и хорошо, и плохо»

ЛУКОЙЛ пока не направлял официальное предложение о покупке госпакета акций «Башнефти». Об этом заявил журналистам глава компании Вагит Алекперов. Он подчеркнул, что ЛУКОЙЛ не намерен платить любую цену за данный актив, а «только справедливую и объективную, исходя из экономических показателей». Государство должно приватизировать «Башнефть» без использования административного ресурса, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Итак, путинская приватизация становится реальностью. Слово «приватизация», увы, пока вызывает у большинства населения страны негативные эмоции. Вопрос в том, как нынешний этап продажи госсобственности сделать более разумным и понятным. Один из ожидаемых хитов этого года — продажа «Башнефти».

Начинать с «Башнефти» и хорошо, и плохо. Хорошо — потому что актив наверняка вызовет интерес и борьбу, а значит, бюджет точно заработает. Плохо — потому что компания уже была частной, ее национализировали и теперь снова продают. Была даже идея предложить ее бывшему владельцу «Системе», но, думаю, до этого не дойдет.

«Башнефть» — компания довольно привлекательная. Интересно, что она показывала хорошие темпы роста добычи и будучи частной, и будучи государственной. Это доказывает, что государственные компании тоже могут управляться хорошо. Но бюджет сразу может получить крупную сумму тогда, когда это особенно нужно. Ну и налоги «Башнефть» будет платить и дальше. «Башнефть» в I квартале 2016 года увеличила добычу на 12,3%. Основной прирост — это ненецкие месторождения имени Требса и Титова. Добыча там началась только в 2013 году, так что актив еще будет давать хорошие цифры. Поэтому претенденты на компанию будут.

Главный вопрос в том, чтобы конкуренция велась исключительно в экономической плоскости. Потому что есть две негативные модели. Первая — это залоговые аукционы, ставшие синонимом банальной раздачи собственности кому надо по смешным ценам. Но есть и другая — «Связьинвест», когда борьба была не фейковой, но это привело к серьезному политическому кризису, потому что кланы стали использовать запрещенные приемы и административный ресурс, стали склонять правительство к особым условиям. Такой риск есть и сейчас. Уже выдвигаются хитрые предложения, вроде обязательных поставок нефти на Дальний Восток и ее переработки там же, что грубо режет число возможных претендентов. Но с чего вдруг «Башнефть» нужно заставлять перерабатывать нефть на востоке? Или потом проигравшие могут начать придумывать какие-нибудь пакости победителю? Скажем, была идея выделить нефть «Башнефти» и «Татнефти» в отдельный экспортный поток — они вроде как ухудшают показатели по сере. Хотя проблема эта надумана — от норматива показатель серы в сорте Urals отстает на полпроцента, а падает он всего на одну десятую за десятилетие.

Так что государству лучше пойти по простому принципу — как можно меньше административных ограничений, как можно больше честной финансовой конкуренции, причем без сомнительных штучек вроде кредитов со стороны госбанков. Может быть, тогда приватизация перестанет быть ругательством.

Вся лента