Выручка со знаком «нано»

«НЭВЗ-керамикс» не смог заработать на нанокерамических подложках

Проектной компании «Рос­нано» и «НЭВЗ-союза» — «НЭВЗ-керамикс» не удалось в 2015 году выполнить план по объему продаж подложек из нанокерамики: выручка предприятия оказалась почти в 60 раз меньше заявленной. В «Роснано» пояснили, что завод выйдет на проектную мощность в 2017 году, так как к этому сроку потребители компании создадут собственные крупносерийные производства изделий на основе продукции «НЭВЗ-керамикс». Участники рынка говорят, что отечественные подложки из керамики сегодня с трудом находят своего потребителя.

Выручка новосибирского завода «НЭВЗ-керамикс» от продажи подложек из наноструктурированной керамики, предназначенных для нужд электронной, радиотехнической и светодиодной промышленности, по итогам 2015 года составила менее 10 млн руб. Об этом „Ъ“ сообщил управляющий директор по корпоративным коммуникациям УК «Роснано» Александр Бархатов. Заявляя о старте проекта в 2012 году, компания рассчитывала, что уже к 2015-му выручка от продажи подложек составит около 575 млн руб. в год, а к 2016–2017 годам новосибирский завод планировал занять около 15% российского рынка керамических подложек.

«НЭВЗ-керамикс» зарегистрирован в Новосибирске в сентябре 2011 года холдинговой компанией «НЭВЗ-союз» (34,17%) и «Роснано» (65,83%). Производит наноструктурированную керамику для энергетики, радиоэлектроники, машиностроения, медицины и т. д. Общий бюджет проекта «НЭВЗ-керамикс» превышает 2,5 млрд руб., из них на долю «Роснано» приходится 1,14 млрд руб. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2014 году выручка компании составляла 182,4 млн руб., чистый убыток вырос до 133,1 млн руб.

Решение о создании линии по изготовлению подложек на «НЭВЗ-керамикс» принималось с учетом того, что алюмонитридные подложки с высокими показателями теплоотвода в России не производятся, а объем импорта подобной продукции превышает 500 млн руб., поясняет господин Бархатов. «Однако в процессе опытного производства и первых поставок изделий ключевым клиентам стало понятно, что внедрение подложки в конечное изделие занимает от года до двух лет, что несет определенные финансовые затраты, так как готовое изделие необходимо испытать в разных условиях»,— говорит он. Для решения этой проблемы была запущена федеральная целевая программа по испытанию новых компонентов. «Так как не все поставщики новых компонентов имели конечные изделия, начало работы в рамках ФЦП несколько задержалось. Текущий срок окончания ФЦП — 2016 год, уже получены положительные результаты использования подложек „НЭВЗ-керамикс“. В 2017 году ожидается их массовое внедрение. К этому сроку потребители компании закончат создание собственных крупносерийных производств конечных изделий на основе продукции „НЭВЗ-керамикс“»,— рассказал Александр Бархатов.

«Несмотря на некоторую задержку с началом массового выпуска подложек, в 2015 году выручка „НЭВЗ-керамикс“ превысила 400 млн руб., что соответствует плану»,— уточнил он, отметив, что компания сосредоточилась на разработке и внедрении других перспективных высокомаржинальных продуктов, в том числе медицинских изделий.

Расчеты, на которых предприятие строило прогнозы по реализации керамических подложек, неверны, платежеспособный спрос внутреннего рынка на продукцию «НЭВЗ-керамикс» оказался значительно ниже, отмечает аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев. Экономика России в 2015 году переживала не лучшие времена, а основные потребители продукции предприятия на внутреннем рынке и вовсе оказались в аутсайдерах, говорит он. По данным Росстата за 2015 год, индекс промпроизводства в обрабатывающих отраслях составил 94,6%, в том числе в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 92,1%; в производстве электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи — 89,3%.

«Мировой спрос на нанокерамику вырос в 2015 году на 15–20%, но в России в связи с крайне неблагоприятной ситуацией в экономике динамика почти нулевая. Новых производств, использующих эту продукцию, практически не появилось»,— говорит директор филиала «БКС Премьер» в Новосибирске Григорий Сосновский. «Новая продукция обычно с трудом отвоевывает себе нишу на узком рынке»,— отмечает Алексей Калачев. Генеральный директор Южноуральского завода радиокерамики Валентин Ложников уверен, что производство нанокерамических подложек — перспективное направление и спрос на эту продукцию в России высок. «На нашем предприятии керамические подложки занимают 10% от общего объема производства. Основное ограничение для роста — жесткая конкуренция со стороны иностранных производителей, которая существенно затрудняет сбыт отечественных подложек. Соперничать в цене с тем же Тайванем или Китаем очень сложно. Существенный ряд потребителей предпочитает пусть и менее качественную, зато более дешевую продукцию»,— говорит он.

Оксана Павлова, Елена Морозова, Новосибирск