Осетрина завтрашней свежести
В Краснодаре попробуют решить судьбу российского осетроводства
Производство осетрины в Краснодарском крае, по данным центра «Кубаньбиоресурс», за последние пять лет выросло в 12 раз и достигло 250 т в год. Однако отрасль нуждается в развитии, а экономические и производственные показатели снижены по ряду причин. Проблемы осетроводства будут обсуждаться в июне этого года в ходе первого Международного совещания по осетровым (ISM-2016), которое пройдет в Краснодаре и соберет представителей 22 стран. Эксперты приветствуют инициативу, но указывают, что само по себе совещание ничего не решит: отрасли нужна государственная поддержка.
Международное совещание по осетровым (ISM-2016) запланировано на 1–5 июня. Организаторами выступили министерство природных ресурсов Краснодарского края и Кубанский институт осетроводства при поддержке Всемирного общества сохранения осетровых (WSCS). Свое участие уже подтвердили представители 22 стран. Они рассмотрят вопросы, касающиеся разведения осетров, сохранения и развития аквакультуры. Обсуждение современных достижений товарного осетроводства и производства икры пройдет в рамках мини-симпозиума. По мнению экспертов, предстоящее совещание позволит использовать наработанный опыт зарубежных производителей.
«Каждые четыре года в различных странах мира проходят международные симпозиумы по осетровым, но российские специалисты в них практически не участвуют. Мы отстаем по объемам производства и технологическим аспектам,— рассказал „Ъ“ директор Центра сохранения генофонда осетровых рыб министерства природных ресурсов Краснодарского края «Кубаньбиоресурсы» профессор Михаил Чебанов.— Россия производит только 10% мирового объема: это 45–50 т пищевой икры и 4,5 тыс. т товарных осетровых, из них в Краснодарском крае — 250 т мяса и около 3 т икры». За последние годы, по его словам, снизился объем даже браконьерской рыбы, однако значительного увеличения популяции в естественной среде не последовало.
Промысел осетровых в России запрещен с 2000 года. С 1985 года белуга занесена в Красную книгу. По словам директора Темрюкского осетрового рыбоводного завода Виталия Бородина, современное состояние запасов азовских осетровых находится на уровне 200 т. Практически полностью истреблена промысловая часть популяций, являющаяся резервом для формирования ее нерестовой части. Это существенно ограничивает возможности воспроизводства и является основным сдерживающим фактором роста промыслового запаса. «Снижение производственных и экономических показателей по осетровым заводам обусловлено объективными причинами, в том числе отсутствием производителей, потребность в которых для заводов Краснодарского края составляет 12 т, или 800 штук»,— отметил господин Бородин. По его словам, скрещивание рыбы должно проходить с участием «диких производителей». Для завода необходимо хотя бы 10% таковых. Но их вылов осложнен юридическими, бюрократическими и техническими тонкостями.
По словам Виталия Бородина, задача воспроизводства и промышленного выращивания осетровых, позволяющего в сжатые сроки увеличить объем производства мяса и пищевой икры, является стратегической для развития осетрового хозяйства России. Наряду с этим необходимо сохранение местных азово-кубанских популяций, адаптированных к локальным условиям среды, которые определяют уровень их выживания. Как сообщили в центре «Кубаньбиоресурсы», за последние пять лет число рыбоводческих хозяйств на Кубани увеличилось с трех до 40, производство рыбы в целом выросло в 12 раз, до 250 т в год. Востребованность продукции осетровых обусловлена традиционностью спроса, богатыми рекреационными ресурсами и большим потоком туристов в южные регионы.
Инициатор проекта «Caviar Черная икра» Максим Шинкаренко считает, что само по себе совещание ничего не решит, необходимы конкретные меры в отношении сбыта: «Без доступа к покупателю легальные производители не могут конкурировать с недобросовестными поставщиками и браконьерами. Нужны определенные требования к торговле продуктом: чтобы он поступал с подтвержденным происхождением. Благодаря поддержке со стороны государства выиграет и покупатель, и производители».
«Вряд ли будут заключены какие-либо договоры. Но когда есть обмен информацией, это всегда хорошо. Потому что в конечном итоге подобные собрания приводят к тому, что люди понимают: если государство не может или не хочет заниматься данным вопросом, то спасение утопающих — дело рук самих утопающих»,— отметил президент Союза осетроводов Александр Новиков.