ЛУКОЙЛ отправился в приграничный рейд
Компания получила еще один проект на шельфе Норвегии
ЛУКОЙЛ получил уже третий проект на норвежском шельфе: компания будет иметь 20% в консорциуме по разведке участка в зоне, которая до 2011 года была предметом спора между Москвой и Осло. Пока больших успехов работа на норвежском шельфе ЛУКОЙЛу не принесла: по данным "Ъ", компания обнаружила лишь небольшое месторождение газа на одном из участков. Но эксперты считают, что участки в бывшей спорной зоне, отданной РФ Норвегии, выглядят "крайне перспективно".
ЛУКОЙЛ получил 20-процентную долю в проекте по геологоразведке участка PL858 (включает семь блоков) на норвежском шельфе Баренцева моря, объявил по итогам 23-го лицензионного раунда Норвежский нефтяной директорат (NPD). По условиям лицензии ЛУКОЙЛ в партнерстве с норвежскими Det norske oljeselskap (доля 40%; оператор проекта), Statoil и Petoro (у каждой по 20%) за три года должен пробурить на участке разведочную скважину глубиной 2,1 тыс. м. В рамках 23-го раунда NPD разыгрывала участки в "шпицбергенском квадрате", являющемся предметом спора между Россией и Норвегией, а также в приграничной зоне, разногласия по которой страны уладили в 2011 году. По словам источника "Ъ" в ЛУКОЙЛе, компания получила участок в зоне, споры по которой уже урегулированы, но в прошлом раунде раздавали территории и в области "шпицбергенского квадрата". Правительства стран не препятствовали их получению, отметил собеседник "Ъ".
В России законы ограничивают доступ частных компаний на арктический шельф, ЛУКОЙЛ вынужден искать иные способы получения опыта по освоению морских участков. Компания ведет добычу на шельфовом месторождении имени Корчагина на Каспии и планирует запуск в этом году еще одного — имени Филановского. Первые лицензии на норвежском шельфе ЛУКОЙЛ получил в 2013 году. Ему принадлежит 20% в проекте PL708 (совместно со шведской Lundin Norway, итальянской Edison, норвежской North Energy и британской Lime Petroleum) и 30% в PL719 (с британской Centrica и North Energy) в Баренцевом море. Собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией, рассказал, что в конце прошлого года на PL708 по итогам бурения первой скважины открыто небольшое газовое месторождение, дальнейшие планы еще не определены. На другом участке пока выбирается место для разведочного бурения, добавил он.
Интерес к норвежскому шельфу проявляет и "Роснефть", владеющая 20% в проекте PL713. Также в 23-м раунде два новых участка получила DEA (принадлежит LetterOne акционеров Alfa Group), у которой уже есть участки в Норвежском и Северном морях. Норвегия компенсирует компаниям 78% затрат на разведку в течение пяти-шести лет, а при разработке — 90%, говорит источник "Ъ" на рынке. Разрешение работать на шельфе Норвегии получили также американские Chevron, ConocoPhillips, австрийская OMV, японская Idemitsu, польская PGNiG, Lundin и другие.
По оценке Карена Дашьяна из Advance Capital, бурение разведочной скважины по текущим ставкам стоит около 8 млн норвежских крон (около $1 млн) в день, и при сроке бурения 50 дней доля ЛУКОЙЛа в расходах может составить примерно $9,6 млн. По словам Валерия Нестерова из Sberbank Investment Research, несмотря на падение цен на нефть, ресурсная база норвежского шельфа все равно выглядит многообещающе. Крайне перспективной, добавляет он, считается бывшая серая зона — вдоль границы РФ и Норвегии в Баренцевом море.