Air Astana не добралась до Улан-Батора
Точку в авиационном конфликте России и Казахстана поставили власти Монголии
Конфликт авиационных властей России и Казахстана вокруг полетов казахстанского перевозчика по транссибирским маршрутам в соседнюю Монголию получил неожиданную развязку. Air Astana сама отменила все рейсы между Астаной и Улан-Батором, запланированные на начало июня, из-за отзыва властями Монголии соответствующего разрешения. Теперь казахстанские власти предъявляют претензии к монгольской стороне, заявляя, что те нарушают международные договоренности гражданской авиации.
Казахстанский национальный перевозчик Air Astana отменил рейсы между Астаной и Улан-Батором из-за «необоснованного отзыва» авиационными властями Монголии разрешения на их выполнение, сообщило «РИА Новости» со ссылкой на авиакомпанию. Начало полетов было запланировано на 2 июня, но компания приступила к процедуре подачи разрешительных документов за восемь месяцев до первого рейса. Хотя обычно процесс занимает два месяца. Разрешение было получено в марте, но уже в апреле авиационные власти Монголии отозвали его «в одностороннем порядке без веских оснований», говорится в заявлении авиакомпании.
Полеты именно по этому маршруту спровоцировали громкий скандал между авиационными властями России и Казахстана, грозивший даже прервать авиасообщение между двумя странами. Как ранее сообщал “Ъ” (см. “Ъ” от 25 марта и 15 апреля), Москва отказывалась разрешать Air Astana бесплатно использовать транссибирский маршрут для рейсов в Монголию, опасаясь создания прецедента отказа от пролетных платежей для европейских авиакомпаний. В Air Astana называли аргумент «несостоятельным», поскольку маршрут протяженностью 300 км начинается и заканчивается в Азии.
По итогам двухсторонних переговоров, состоявшихся в середине апреля в Москве, российские авиационные власти согласились предоставить Air Astana право пролета по транссибирскому маршруту до Улан-Батора на «весьма льготных условиях», говорилось в протоколе встречи. Но Москва также предложила назначить на маршрутах Астана—Москва и Алма-Ата—Москва второго перевозчика с частотой полетов семь раз в неделю (сейчас назначены «Аэрофлот» и Air Astana), причем казахстанская сторона может не ставить на маршруты вторую авиакомпанию, а отдать дополнительные частоты Air Astana, говорится в протоколе. Но Астана предложила, чтобы Air Astana летала без выплат пролетных, а также добавить еще по две частоты в неделю уже назначенным перевозчикам, говорится в протоколе. Поскольку позиции стран расходятся, то до 20 августа будет подготовлена «дорожная карта» по развитию авиасообщения. Москва представит свои предложения до 20 июня.
В сообщении Air Astana говорится, что, несмотря на усилия Министерства иностранных дел и Министерства индустрии и развития Казахстана, а также самого перевозчика, авиационные власти Монголии не пересмотрели свой отзыв, ссылаясь на ряд «безосновательных и меняющихся причин». «Среди них указываются и аудит, по которому у компании есть подтверждение о его прохождении без единого замечания, и закрытие в июне аэропорта города Улан-Батор в связи с предстоящим в середине июля форумом Азия—Европа, и недостоверный черный список от ICАО, хотя авиакомпания никогда не имела запрет на полеты в любую страну»,— отмечается в сообщении. Казахстанская сторона считает, что Монголия нарушает положения Чикагской конвенции 1944 года Международной организации гражданской авиации (ICАО), и направит соответствующий запрос в Совет ICАО.
Как Россия и Казахстан расчистили небо к лету
Конфликт авиавластей России и Казахстана вокруг полетов по транссибирским маршрутам в марте вылился в более масштабный скандал. Казахстан отказал «Аэрофлоту» в разрешении на полеты в семь городов страны, Россия пообещала в ответ остановить рейсы Air Astana в Москву. В итоге новые угрозы не были исполнены, стороны согласовали летнее расписание полетов. Но лежащая в основе конфликта проблема так и осталась нерешенной. Читайте подробнее