Увоз и ныне там
Нижегородское УФАС требует регламентировать отбор игроков на рынке эвакуации автомобилей
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (УФАС) пытается установить правила игры на местном рынке эвакуации автомобилей. Сейчас он формируется стихийно: действующий закон не регулирует деятельность частных компаний и критерии их отбора. УФАС предписало администрации Нижнего Новгорода проводить конкурсы. Но в мэрии считают, что не уполномочены заниматься подобными вопросами и ссылаются на областной минтранс. Министерство сообщает, что документ давно разработан, но будет рассматриваться только после урегулирования арбитражного спора между УФАС и мэрией.
Поводом для арбитражного разбирательства УФАС и нижегородской мэрии стало предписание антимонопольщиков, выданное в марте 2016 года. Ведомство предложило городу разработать нормативный акт, который бы регулировал порядок отбора компаний, занимающихся перемещением и хранением задержанных за нарушение правил парковки автомобилей. Как выяснилось во время рассмотрения жалобы нижегородца, в действующем областном законе, принятом в 2012 году, требований к отбору эвакуаторщиков нет — компаниям достаточно получить в мэрии соответствующий статус. Он есть уже у девяти организаций: ЗАО «Сарус», ООО «Варяг», ООО «Вересень», ООО «Волготехстрой», ООО «Инвестстрой», ООО «Компас», ООО «Онтранс-НН», ООО «Ритм», ООО «Соло».
По мнению антимонопольщиков, в Нижнем нарушаются требования закона о защите конкуренции, поскольку эвакуаторщиков отбирают без конкурса. Глава УФАС Михаил Теодорович говорит, что этот «произвол» влияет на смежные рынки и экономику города в целом: «Выбирая маршрут вечернего времяпрепровождения, мы думаем, где нам лучше запарковаться, чтобы машину не эвакуировали. Таким образом, возникает коллизия с рынком услуг, рынком торговли и развлечений. „Правильно и мудро“ расставив знаки „Стоянка запрещена“, вовремя подогнав эвакуатор, можно достаточно быстро лишить клиентов и жизни любой ресторан и магазин. Это становится средством экономической борьбы. Процесс должен быть прозрачен и защищен от произвола, но этого пока нет». По мнению господина Теодоровича, Нижнему стоит присмотреться к практике городов мира, где нет эвакуаторов, а за нарушение правил парковки автомобилистов штрафуют.
В администрации города считают, что муниципалитет не может выполнить предписания УФАС в рамках действующего законодательства. Город обжаловал предписание в арбитраже, первая инстанция встала на сторону УФАС, но мэрия планирует судиться дальше. Директор департамента правового обеспечения мэрии Татьяна Коннова ссылается на региональный закон 2012 года и специальное распоряжение правительства 2007 года, в которых порядок отбора компаний не прописан. Кроме того, Татьяна Коннова отмечает, что организация деятельности эвакуаторов вообще не относится к вопросам, которые должны быть прописаны в муниципальных актах, а заниматься этим должно правительство области.
В областном министерстве транспорта и автомобильных дорог „Ъ“ сообщили, что еще в 2015 году разработали поправки к действующему закону. В частности, они предусматривают создание диспетчерских центров, разграничение полномочий между специальным региональным органом, муниципалитетами и диспетчерским центром, закрепление за органами МСУ права заключать с компаниями договоры об эвакуации и хранение автомобилей на спецстоянках. Как отметили в минтрансе, принятие документа было отложено до вступления в силу решения УФАС в споре с администрацией города. В перспективе же, по данным минтранса, полномочия регулировать правила игры на рынке планируется передать муниципалитетам — соответствующий документ разработан в гордуме Нижнего Новгорода, но пока также не принят.
В законодательном собрании „Ъ“ подтвердили, что инициатива из гордумы поступала и в данный момент по документу собираются мнения, проводятся рабочие совещания, но в ближайшее время выносить законопроект на рассмотрение областного парламента не планируется.
Генеральный директор компании «Онтранс-НН» Никита Злобин считает, что вносить поправки в региональное законодательство необходимо, потому что существующий закон «слабый и сырой». По словам господина Злобина, частные эвакуационные компании сами проявляли инициативу, предлагая чиновникам скорректировать законодательство и указывая на существующие в других субъектах практики, например, законы Сочи. «Должны быть прописаны критерии отбора компаний, чтобы использовалась новая, современная техника, учитывалось количество и качество машин, а также опыт работы организаций на этом рынке», — говорит Никита Злобин. Единственное, что пугает участников рынка — вероятность возникновения коррупционных факторов, связанных с проведением конкурсных процедур, а также возможный передел рынка.