МТС заработал на трафике и телефонах
Сотовые операторы рассказали о своей выручке
По итогам первого квартала лучшие показатели роста выручки в России среди сотовой «большой четверки» показала МТС (компания опубликовала свои финансовые и операционные результаты за квартал в четверг, «МегаФон», «Вымпелком» и «Т2 РТК Холдинг» отчитались раньше). Выручка МТС выросла на 6,5% по сравнению с первым кварталом 2015 года, до 96,3 млрд руб., тогда как у «МегаФона» прирост составлял 1,7%, у «Вымпелкома» — 0%, а у «Т2 РТК Холдинга» — 5,4%.
Одним из основных факторов такого результата стали сильные позиции МТС в продаже мобильных устройств: выручка оператора от мобильного бизнеса без учета продажи оборудования росла на 0,9% за год (до 71,1 млрд руб.), а с учетом сегмента — на 6,6% (81,8 млрд руб.). Ранее МТС отказалась от сотрудничества с «Евросетью» и «Связным» и стала развивать собственную розничную сеть, а также магазины под брендом «Телефон.ру». Чтобы увеличить поток покупателей, оператор снизил цены на отдельные устройства, в частности, начал продавать смартфоны Samsung практически по себестоимости. Президент МТС Андрей Дубовсков не видит проблемы в том, что основной рост компании происходит за счет продажи устройств. «В России мы единственные, у кого растет рентабельность. Мы зарабатываем все больше, а раз так, будем продолжать увеличивать объемы продаж оборудования»,— отметил он.
У МТС показатель OIBDA (операционная прибыль до вычета износа основных средств и амортизации нематериальных активов) вырос на 1,1%, до 38,6 млрд руб., тогда как у других операторов «четверки» снижался. Аналитик Газпромбанка Сергей Васин считает, что основной заработок МТС происходит за счет роста интернет-трафика, что компенсирует рост низкомаржинальных продаж оборудования. При этом МТС перестала раскрывать выручку от мобильной передачи данных, также как и показатели ARPU (средний чек одного абонента в месяц) и MOU (среднее количество минут, выговариваемое одним абонентом в месяц). Как объяснили в компании, показатель выручки от передачи данных не прозрачен: в пакетных тарифах операторы могут манипулировать им и выручкой от голосовых услуг. В МТС напоминают, что теперь операторы растут только за счет передачи данных и дополнительных услуг, это стало основным бизнесом.
«МегаФон» отказался от публикации MOU и ARPU с начала 2015 года. Вместо этого оператор раскрывает показатели ARPDU (средний счет на одного пользователя услуг передачи данных за месяц) и DSU (среднее количество услуг по передаче данных на одного абонента мобильной связи за месяц). «С распространением пакетных тарифов, введением тарифов с бесплатными звонками внутри сети и увеличением проникновения услуг передачи данных раскрытие MOU теряет свою актуальность. Для “МегаФона” основным фактором роста остается выручка услуг мобильного интернета на фоне роста количества пользователей услуг передачи данных и увеличения потребления трафика данных. Считаем, показатели ARPDU и DSU репрезентативнее»,— отметила представитель «МегаФона» Юлия Дорохина. В «Т2 РТК Холдинге» сообщили, что не планируют отказываться от раскрытия ARPU и MOU и считают их важными. В «Вымпелкоме» не стали комментировать этот вопрос.
Сергей Васин из Газпромбанка считает то, что операторы перестают раскрывать традиционные для себя показатели «не очень хорошим признаком». «MOU действительно перестал быть показательным после того, как большинство абонентов перешло на пакетные тарифы с фиксированным объемом минут, которые они могут использовать на звонки в месяц. Выручку от передачи данных все операторы считали по-разному, но операторам было бы логичнее привести этот показатель к единому стандарту. Голосовой трафик мигрирует в интернет, отказываясь от раскрытия части показателей, операторы, видимо, пытаются нивелировать этот процесс»,— рассуждает господин Васин.