Налог поставят на тормоз
Смольный обещает трехлетнюю льготу владельцам отечественных авто
Правительство Петербурга подготовило законопроект, который на три года освободит владельцев отечественных авто от транспортного налога. Необходимое условие — машина должна быть произведена в 2016 году, куплена и зарегистрирована в Петербурге в период с 1 апреля по 31 декабря 2016 года. Эксперты считают, что никакого особого эффекта на развитие рынка автопрома эта мера не окажет, более того, по их оценкам, городской бюджет недополучит от 300 до 500 млн рублей налоговых вливаний в год.
Как отметил на заседании городского правительства председатель комитета финансов Петербурга Алексей Корабельников, ведомство подготовило законопроект, освобождающий владельцев отечественных авто от транспортного налога на три года. Чиновник пояснил, что его действие распространяется на тех собственников, которые купили новые легковые машины 2016 года выпуска и зарегистрировали их в Петербурге с 1 апреля по 31 декабря 2016 года. Чтобы получить обещанную льготу, владелец автомобиля должен представить в ФНС копии техпаспорта и договора купли-продажи.
Корабельников подчеркнул, что необходимость введения каникул на транспортный налог обусловлена снижением темпов роста в автомобильной отрасли. Так, по данным Росстата, по итогам 2015 года объем выпуска легковых отечественных автомобилей упал на 27,7%. Негативные тенденции сохраняются и поныне — в первом квартале 2016 года снижение составило 25,9% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. На этом фоне ситуация в Петербурге выглядит несколько утешительнее: производство легковых автомобилей в 2015 году в городе снизилось на 14%, а в первом квартале 2016 года — почти на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Транспортный налог привязан к мощности двигателя — чем больше последний, тем выше сумма налога. Отсюда следует, что в первую очередь новая льгота Смольного будет пользоваться спросом среди владельцев автомобилей с двигателем свыше 250 л. с. По законодательству в этом случае ставка налога сразу возрастает в два раза — до 150 рублей за лошадиную силу.
Виктор Васильев, директор по внешним связям завода Hyundai, в беседе с корреспондентом "Ъ" назвал решение Смольного своевременной и инновационной мерой, которая положительно отразится на всех участниках рынка петербургского автопрома. Он добавил, что объем налога, который подстегнет потребителей купить новый автомобиль, воспользовавшись новой льготой, должен составлять не менее 10 тыс. в год.
По словам генерального директора агентства "Auto-Dealer-СПб" Михаила Чаплыгина, в 2015 году в Петербурге было продано 70 тыс. новых автомобилей отечественного производства. "Если ничего неожиданного не произойдет, например, очередного обвала рубля, то в 2016 году продажи новых авто останутся на уровне предыдущего года", — говорит господин Чаплыгин.
Что же касается оценки самой инициативы, то Михаил Чаплыгин считает, что никакого wow-эффекта на рынке она не произведет. "Для того чтобы рынок начал расти, нужна комплексная причина, например, в виде роста экономики, чего сейчас не наблюдается. Но с другой стороны, вода камень точит, и небольшие инициативы могут принести пользу", — высказывается он. По его мнению, средняя ставка транспортного налога составляет где-то 7 тыс. рублей, поэтому, по грубым прикидкам, бюджет может недополучить около 500 млн рублей в год.
Со своей стороны, Вадим Исаков, территориальный директор "БКС Премьер", оценивает потенциальные потери бюджета города от реализации инициативы в 350-400 млн рублей. "На наш взгляд, это полезная стимулирующая мера, логика инициаторов закона вполне понятна, но фундаментально повлиять на продажи новых авто эта мера не способна. Если сравнивать с позитивным действием на продажи программы льготного автокредитования, влияние потенциальной отмены транспортного налога — капля в море", — полагает господин Исаков.
По словам Дмитрия Баранова, ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент", обсуждаемая налоговая льгота в случае ее одобрения в первую очередь коснется автомобилей среднего класса, которых в стране производится больше всего. "Их могут купить так много, что их мощность будет неважна, хотя и продажу автомобилей с большим количеством лошадиных сил, производимых в стране, она также может подстегнуть. Кроме того, вряд ли стоит ожидать, что это сильно увеличит продажи автомобилей в городе. Ведь налоги и сборы — это не единственное, что останавливает потенциального покупателя. Если у него нет средств на покупку или есть другие экономические проблемы, то он вряд ли решится на приобретение автомобиля", — заключил эксперт.
Кстати, также на три года Смольный готов освободить от налога на имущество жителей города, которые в период с апреля по декабрь текущего года купят новую квартиру в Петербурге. Под действие льготы попадает жилье, введенное в эксплуатацию в 2015-2016 годах.