Для рыбаков на верфях мест не хватает
У ОСК пока недостаточно стапелей для супертраулеров
В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) считают, что программа по строительству рыбопромысловых судов в России в обмен на квоты на вылов рыбы может столкнуться с нехваткой мощностей. В РФ сейчас есть лишь три верфи, способные строить траулеры длиной более 80 м, но они загружены. ОСК хочет отсрочить начало программы "квоты под киль" на два года — до 2019 года, но в Росрыболовстве с этим не согласны. Эксперты же вообще сомневаются, что программа увеличит загрузку российских верфей.
В ОСК не уверены, что мощностей российских верфей в ближайшие три года хватит для строительства новых рыболовных судов — в первую очередь супертраулеров и больших траулеров, об этом вчера на форуме "Морская индустрия России" рассказал директор департамента маркетинга и продаж корпорации Дмитрий Пряхин. Сейчас правительство хочет стимулировать строительство рыболовных судов в РФ с помощью механизма "квоты под киль" — закрепления квот на добычу рыбы на срок до 15 лет и выделения 20% квот на инвестцели (15% — под обязательства рыбаков строить новые суда на верфях РФ, 5% — под создание переработки). Законопроект подготовлен Росрыболовством и внесен в Госдуму (рассмотрение должно пройти 7 июня). Инвестквоты должны заработать с 2017 года.
По документу срок строительства судов с подписания договора не может превышать трех лет. Но, по оценке ОСК, только три верфи корпорации готовы строить для рыбаков суда длиной свыше 80 м — ПСЗ "Янтарь", Выборгский ССЗ (мощность заводов — по два больших судна или по три-четыре средних судна в год) и "Северная верфь" (два больших судна в год). Но верфи загружены до 2017-2018 годов. Таким образом, по словам господина Пряхина, они смогут приступить к строительству судов не раньше 2018 года.
По расчетам ОСК, количество судов, которые могут быть заказаны под инвестквоты,— 15-17 больших и супертраулеров (от 80 м), а также 30-40 средних (60-80 м). В компании уверены, что инвестквоты стимулируют в первую очередь строительство больших траулеров (средний возраст судов в этом сегменте выше), но в РФ вне контура ОСК верфей, способных их строить, нет. По словам Дмитрия Пряхина, здесь должен быть компромисс. "Закон должен обеспечить равномерную загрузку и не создавать очереди и давки рыбопромышленных компаний",— заявляет он.
ОСК подготовила поправки к законопроекту Росрыболовства, предложив увеличить срок строительства судов до пяти лет и начать программу с 2019 года. В компании уверены, что за это время реально ввести 15-17 больших и супертраулеров. ОСК заключила соглашения о намерениях по строительству таких судов с тремя компаниями, но, по словам Дмитрия Пряхина, все ждут объявления "правил игры". Директор по корпоративным коммуникациям Русской рыбопромышленной компании (РРПК) Илья Власенко подтвердил, что РРПК подписала соглашение, предполагается строить до шести судов, предварительная стоимость траулера — $50-70 млн. По его словам, одно из условий перехода проекта "в практическую фазу" — принятие поправок, чтобы срок окупаемости судна снизился с 20-25 до 10-12 лет.
В Росрыболовстве заметили, что темпы техперевооружения флота в 2015 году составили только 26% от плана (большая часть из 20 млрд руб. инвестиций ушла на капремонт). Ведомство считает, что дефицит судов может возникнуть уже к 2020 году, а в 2020-2035 годах благодаря "квотам господдержки" число заказанных судов должно вырасти до 125, из них 32 судна — крупные. Вчера заместитель главы Росрыболовства Василий Соколов отметил, что "все верфи заявили о готовности построить что угодно". "В 2018 году должно пройти распределение",— добавил он, уточнив, что предполагается несколько раундов рассмотрения заявок, верфи сразу же "не окажутся завалены проектами".
Глава Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев уверен, что "квоты господдержки" не будут стимулировать заказывать суда в РФ. "До сих пор в России не построено ни одного супертраулера, соглашения заключались, но до реализации дело не доходило",— говорит господин Савельев. По его словам, рыбакам выгоднее заказывать суда в Китае, Корее, Финляндии, Норвегии, "это дешевле и быстрее". Господин Савельев подчеркнул, что у большей части рыбодобытчиков нет нужды в новых судах, "более того, часть судов простаивает".