Антитеррор канет в ленту
Казанский саммит решил побороть ИГ контрпропагандой, просвещением и символикой
В четверг в Казани стартовал международный экономический саммит России и стран Организации исламского сотрудничества «Россия — исламский мир: KazanSummit 2016». В его рамках на конференции, посвященной информационному противодействию террористической организации «Исламское государство» (ИГ; запрещена на территории РФ), религиозные деятели и эксперты искали способ борьбы с пропагандой экстремизма. В частности, было предложено отказаться от негатива в СМИ по отношению к исламу и не использовать термин «исламский» при упоминании террористов. Участники также настаивали на обучении госслужащих основам ислама, создании «мусульманской георгиевской ленточки» и мусульманского «народного фронта», мобилизации «диванных мусульманских блогеров» и согласования журналистских материалов с религиозными деятелями и спецслужбами.
C конференции «СМИ онлайн: противодействие ДАИШ (арабское название ИГ. — „Ъ“) на информационном пространстве» начался вчера в столице Татарстана KazanSummit 2016. Она собрала порядка 100 богословов, журналистов и аналитиков из России и стран зарубежья, которых организаторы мероприятия разделили на 12 «круглых столов». Каждому из них было предложено ответить на вопросы, что должны делать власти, СМИ и мусульманское сообщество, чтобы противостоять пропаганде террористов.
Основные предложения участников сводились к тому, что СМИ не должны публиковать негативную информацию об исламе. Глава Духовного управления мусульман (ДУМ) Татарстана, муфтий республики Камиль Самигуллин заявил, что «не нужно спекулировать на крови и на негативе — должно быть больше позитивных новостей, чтобы разрушить образ ДАИШ». При этом он предложил отказаться от использования термина «Исламское государство» по отношению к террористам, чтобы они не ассоциировались с исламом. «Мы говорим ДАИШ — это тоже самое, только на арабском. Может, „иблисское государство“, но ни в коем случае не исламское», — сказал он. Эту идею поддержал и заместитель муфтия, ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин. «Нужно говорить „так называемое исламское государство“, использовать слова „будто бы“, „якобы“», — предложил он.
При этом обратил внимание муфтий республики, ИГ имеет «западное происхождение». По его словам, «европейцы выбирают по зрелищности, по крови» и ИГ «им это дает». «Здесь нет никакой связи с восточным происхождением, это новая серия западной инквизиции», — сказал он, а позднее пояснил журналистам, что Запад «подпитывает» ИГ, чтобы «дискредитировать ислам».
Участники конференции также настаивали, что СМИ не должны показывать «зверства» и «изуверства» ИГ. «Кровь даже в случае назидания не нужна. Не нужно запугивать исламом», — сказала главный редактор портала «Ислам.ру» Галина Хизриева. А Анна Беликова из Russia Today настаивала на исключении «любых эпитетов, как исламский, мусульманский» по отношению к терактам. Также участники выступили за то, чтобы исключить из материалов СМИ слова «джихад» и «шахид», больше рассказывать о «раскаявшихся игиловцах», а в отношении членов террористической группировки упоминать, что они раньше были «уголовниками, маньяками, на голову больными людьми». «Должно быть сито, через которое пропускается информация», — объяснил шейх, профессор Иорданского университета Абдураззак Ас-Саади, которого позже Камиль Самигуллин представил журналистам как бывшего «советника Саддама». Его идею позже развил Саид Шагавиев, заведующий отделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории Академии наук Татарстана. «При каждом медиаресурсе должен быть консультативный орган из религиозных деятелей и представителей спецслужб, с которыми можно посоветоваться можно такой материал выставлять или нельзя», — сказал он.
Свои рекомендации участники конференции выработали и для властей. Камиль Самигуллин предложил разработать стратегию по межконфессиональным отношениям, а также «межгосударственную программу по борьбе с ДАИШ». Многие спикеры настаивали, что всех российских госслужащих нужно обучать основам ислама, а также высказали пожелания, чтобы в своих выступлениях чиновники использовали высказывания из Корана. Так, представитель татарстанского муфтията Нияз Сабиров напомнил, что Владимир Путин на открытии Соборной мечети в Москве цитировал аят. Прозвучало также предложение разработать грантовые программы для исламских СМИ.
Что касается мусульманской уммы, то, как считает Рафик Мухаметшин, ее лидерам необходимо активизировать работу в социальных сетях. При этом, по мнению богослова Фарида Салмана, необходимо «принять программу проповедников и проповедниц, чтобы пустить их в народ». А Нияз Сабиров не исключил, что религиозные деятели должны «взаимодействовать со светскими учебными заведениями», чтобы «разъяснять» в них ислам. Заместитель муфтия Татарстана Рустам Хайруллин предложил создать «международный народный фронт» по борьбе с ИГ по аналогии с «Народным фронтом» Владимира Путина. Но, пожалуй, самая необычная идея была у имама-мухтасиба Советского района Казани Нияза Закирова — «поиск некоего образа мусульманской георгиевской ленточки». Он пояснил, что это «нужно для мобилизации диванной армии мусульманских блогеров»: «Запустить блогеров в интернет, СМИ и они будут писать позитивную информацию». Организаторы «круглых столов» обещали обобщить все высказанные предложения и включить их в итоговую резолюцию конференции.
KazanSummit продолжится в Татарстане до 21 мая. Сегодня на пленарном заседании делегаты обсудят «перспективы развития финансовой индустрии стран ОИС в регионах РФ». А в субботу гости отправятся в Спасский район республики на съезд мусульман «Изге Болгар жыены» (с тат. — собрание в священном Болгаре), в рамках которого будет заложен первый камень строительства Булгарской исламской академии.