«Государство решило поговорить с обществом на понятном языке»

Правительство привело примеры опасного вождения. В Сети появился сайт с видеороликами подобного поведения на дороге. Он разработан при участии правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, организации «Пробок.нет», телепрограммы «Главная дорога», а также экспертов «Открытого правительства». Создание такого ресурса — это пример нормального диалога между государством и обществом, считает журналист Андрей Галиев.

Государство решило поговорить с обществом на понятном, живом, отчасти даже бытовом языке. Под эгидой «Открытого правительства» заработал сайт опасноевождение.рф, содержащий видеоролики с типичными примерами рискованных маневров автомобилистов. Они сгруппированы в шесть категорий, я цитирую: «Шашки» (многократные перестроения), «Нервяки» (подрезание при перестроении), «Торопыги» (несоблюдение безопасной дистанции), «Грядки» (несоблюдение бокового интервала), «Воспитатели» (резкое торможение перед другим транспортным средством) и «Упертые» (препятствование обгону).

Автомобилисты заметят, что все эти маневры уже имеют свои составы в ПДД. В «опасное вождение», грозящее существенно более суровым наказанием, они превращаются после неоднократного исполнения.

Нельзя сказать, что это вообще первая попытка государства реализовать свою важнейшую функцию — быть понятым обществом. Например, Минфин уже несколько лет ведет фактически просветительский проект «Открытый бюджет». Но точно первая, предпринятая на таком уровне наглядности.

Своим появлением этот действительно полезный ресурс обязан реализации другой важнейшей госфункции — слушать и понимать общество. По сути он является финальным элементом общественно-экспертного обсуждения изменений в правилах дорожного движения, первоначальная информация о которых наделала много шуму.

Напомню, что проект постановления, вводящего в ПДД понятие опасного вождения, был разработан МВД в рамках действующего плана по снижению смертности на дорогах. В том, что такой план необходим, ни у кого сомнений не было и быть не могло: за прошлый год в стране были зарегистрированы 184 тыс. ДТП, в которых погибло более 23 тыс. человек, и на порядок больше — были ранены.

Вопрос был в том, чем именно этот план окажется наполненным. Поэтому первое же упоминание опасного вождения было встречено публикой в штыки: «Ну вот, новое широкое поле для произвольного толкования и, соответственно, очередная "кормушка" для сотрудников ДПС».

Как и любой российский водитель, я неплохо представляю себе степень креативности этих сотрудников. Поэтому не готов побиться об заклад, что с применением новой нормы все будет гладко. Более того, у меня есть собственная иерархия причин высокой смертности на дорогах, в которой их качество, процесс выдачи водительских прав и общая организация работы дорожной полиции значительно опережают собственно «опасное вождение».

Но могу утверждать, что работа над проектом постановления, уже проведенная и экспертами, и чиновниками, ограничивает возможные злоупотребления...

Два нехитрых вывода из этой короткой истории. Первый: от любого изменения в регулировании чего бы то ни было наше общество ждет гадости. Второй: иногда мы ошибаемся.

Вся лента