«Премия — свидетельство высокой оценки писателя церковью и литературным сообществом»
Митрополит Климент рассказал “Ъ” о единственной церковной литературной награде в мире
18 мая в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя состоялось вручение Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. О том, что это за премия, кому и за что ее вручают, рассказал корреспонденту “Ъ” ПАВЛУ КОРОБОВУ председатель издательского совета Русской православной церкви МИТРОПОЛИТ КАЛУЖСКИЙ и БОРОВСКИЙ КЛИМЕНТ.
— Кто учредил церковную литературную премию и зачем?
— Инициатива учреждения премии принадлежит патриарху Кириллу. Осенью 2009 года на встрече в издательском совете он указал на необходимость расширять взаимодействие с писательским сообществом и найти формы поощрения писателей, которые создали высокохудожественную литературу, направленную на укрепление духовных и нравственных основ общества. Тогда мы начали изучать вопрос, что церковь может сделать, чтобы оказать поддержку писателям, в произведениях которых раскрываются нравственные вопросы, которые пишут в защиту духовных ценностей. Тогда родилась идея учреждения литературной премии. Были разработаны документы, которые представили на рассмотрение патриарха. Он вместе со Священным синодом на заседании 25 декабря того же года рассмотрел их и принял решение об учреждении Патриаршей литературной премии.
Учреждение этой премии важно. Она является выражением признательности людям, которые вносят свою лепту в развитие отечественной культуры. Бог дал им талант, и они его преумножают, создавая интереснейшие произведения, способствующие укреплению духовных основ жизни страны. Кроме того, она является и материальной поддержкой для писателей, так как имеет и материальную составляющую.
Художественная литература имеет важное значение для современного общества. Она в значительной мере формирует систему ценностей, в которой живут люди. И появление этой премии подчеркивает, что церковь озабочена будущим нашей страны, ей небезразлична культура, в том числе и та, которая называется «светской».
Церковь не хочет, чтобы хорошие, талантливые, достойные авторы остались не известными читателям. И мы обеспокоены той ситуацией, что по финансовым причинам многие талантливые писатели либо уходят в другие сферы деятельности вместо творчества, либо создают только коммерчески выгодные произведения, которые чужды христианской нравственности.
— Кто стал лауреатом в нынешнем году?
— На состоявшейся 18 мая церемонии избрания лауреатами стали Борис Николаевич Тарасов, Борис Петрович Екимов, иерей Николай Блохин. Все трое замечательные люди, с разной интересной писательской судьбой.
Отец Николай Блохин родился в Москве, учился в МИнХГП и МИФИ, в зрелом возрасте пришел к вере, крестился и стал заниматься самиздатом православной литературы. Это было в советское время, 80-е годы прошлого века, и его за это посадили на четыре с лишним года. Находясь в тюрьме, он начал писать прозу. И сейчас он шутит: «Если бы не посадили, не стал бы писателем». Написал он много, назову некоторые из его произведений, это «Отдайте братика», «Избранница», «Рубеж», «Бабушкины стекла», «Святочная повесть». Заключение сильно повлияло на его взгляды. Он стал глубоко вглядываться в жизненные ситуации, и тема испытаний, которые даются человеку, стала главной в его произведениях. Человеку не дается больше понести, чем он может, и выпавшие ему испытания он должен нести с ответственностью, и через это он спасает себя и спасает других.
Борис Петрович Екимов — один из лучших современных прозаиков за всю историю русской литературы. Его рассказы и повести написаны на высочайшем художественном уровне, и в их основе христианские ценности. Борис Петрович — автор повести «Пастушья звезда», входящей в библиотеку президента. Из других его произведений мне в первую очередь вспоминаются рассказы «Пара осенней обуви», «Говори, мама, говори…», «Привет издалёка». Его произведения в основном рассказывают о жизни хуторов и деревень, но при этом темы и проблемы, показанные в них, оказываются вечными и важными для всех людей.
Борис Николаевич Тарасов — писатель, философ, литературовед. Он автор изданных в серии «Жизнь замечательных людей» книг о христианских мыслителях Паскале и Петре Чаадаеве. Ему также принадлежит ряд исследовательских работ по творчеству Чаадаева, Достоевского, Тютчева и других писателей. Борис Николаевич в своих книгах убедительно пишет о важности христианских ценностей и традиций культуры, осмысливает исторические, культурные закономерности, аргументированно разрушает ряд стереотипов, которые есть в сознании многих читателей, когда речь идет о XIX веке.
— Как выбирали лауреатов, как происходит отбор работ?
— Заявочный период начинается в сентябре и заканчивается в конце февраля. Документы подаются в издательский совет. Выдвигать кандидатов на соискание премии могут главы поместных и самоуправляемых церквей, епархиальные архиереи нашей церкви, органы государственной власти, синодальные учреждения, общественные литературные организации, редакции литературных журналов.
После завершения приема сначала рассматриваются все заявки по формальному признаку, то есть выявляются такие заявки, которые не соответствуют требованиям премии. Это происходит на заседании палаты попечителей. Тогда же формируется экспертный совет. В этом году экспертный совет возглавлял Юрий Михайлович Лощиц. Это известный поэт, писатель, литературовед. Экспертный совет проводит очень важную работу. Он делает профессиональный анализ всех поступивших заявок. Там рассматриваются не только изданные произведения, но оценивается вклад в утверждение и развитие культурных ценностей. Еще раз напомню, что премия вручается не за одно произведение, даже очень достойное, а оценивается весь творческий путь писателя и его творческое кредо. Результаты работы совета экспертов рассматриваются на палате попечителей, которая формирует короткий список номинантов Патриаршей литературной премии.
Избрание лауреатов проходит в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя непосредственно на церемонии награждения. Члены палаты попечителей тайным голосованием выбирают лауреатов. После завершения голосования подсчитываются голоса и объявляются результаты.
— Что из себя представляет премия?
— Лауреату вручается памятный наградной знак, диплом, кристалл с изображением равноапостольных Мефодия и Кирилла. Номинанты Патриаршей литературной премии получают грамоту и памятные подарки.
— Есть ли материальная составляющая у премии?
— Да, премия включает и материальную составляющую. Мы живем в земном мире, где деньги играют немалую роль. И мы понимаем, что большие гонорары далеко не всегда достаются самым талантливым, самым достойным людям. Лауреаты Патриаршей литературной премии получают и денежные средства.
— При выборе лауреатов существуют ли какие-нибудь особые критерии, то есть может ли премию получить, скажем, писатель-фантаст или автор детективов, или ее обладателем могут стать только православные писатели?
— Премия учреждена для авторов, работающих в сфере художественной литературы. В положении о премии не оговорены отдельные жанры или области художественной литературы, которые вообще и ни при каких обстоятельствах не рассматривались бы советом экспертов, если работающие в них авторы будут в числе соискателей. С другой стороны, как мы сегодня не раз говорили, у Патриаршей премии есть довольно строгие этические и эстетические критерии. Может ли всем им соответствовать детектив? Напомню, что произведения должны быть оригинальные и высокохудожественные.
Если же мы говорим о фантастике, то понимаем ее широко и, к примеру, антиутопии относим к ней? Вполне реально представить фантастические антиутопии, автор которых в художественной форме показывает, до чего может дойти человек, общество, мир, если своевременно не остановиться в стремлении к удовольствию, легкости жизни, техническому прогрессу любой ценой. Реально представить и антиутопии, в которых бы было показано, что ждет мир и самого человека, если бы все сиюминутные человеческие желания стали бы мгновенно исполняться. Можно себе представить и антиутопии, в которых речь бы шла о мире, в котором человек совсем забыл о Боге.
Повторюсь, жанровых ограничений в положении о премии нет. Сейчас среди лауреатов нет фантастов и авторов детективов. Но если в будущем среди номинантов будут авторы этих жанров, произведения которых соответствуют всем критериям Патриаршей литературной премии, то они могут рассматриваться как номинанты.
— В чем, на ваш взгляд, престиж этой премии?
— У этой премии по-настоящему литературные критерии: этические и эстетические, а не объемы тиражей или медийная известность пишущих. Эта премия является свидетельством высокой оценки творчества писателя, поэта церковью и литературным, культурным сообществом: в палату попечителей премии входят священнослужители, литераторы, деятели культуры. Я думаю, что это важно для авторов.
Когда человек занимается важным делом (а литературный труд, безусловно, важен), ему часто необходимо иметь «отклик» от кого-то, кто для него авторитетен. Нужна поддержка, показывающая, что его труд важен, что он избрал верное направление. Вот такую поддержку церковь и оказывает, такой отклик дает.
Нужно обладать верой и мужеством, чтобы идти своим достойным путем, сохранять в своем творчестве высокие нравственные идеалы. И церковь отмечает этой премией тех, кому это удается.
— Существуют ли подобные премии в других странах, например, есть ли литературная премия папы римского?
— Насколько мне известно, подобных премий не было ранее, и сейчас она не имеет аналогов. Она уникальна в этом отношении. Такое соработничество церкви и литературного сообщества есть только у нас, и только у нас церковь дает писателю такое зримое выражение благодарности за его вклад в культуру и такую зримую поддержку.
Тот факт, что такая премия появилась именно в нашей церкви, на самом деле очень органичен для многовековых отношений Русской православной церкви и русской литературы. Это нашей, русской, литературе издавна было свойственно «в сердечной простоте беседовать о Боге» («Памятник», Державин) и призывать вдохновение быть послушной Божьему велению. Это в нашей истории есть стихотворная переписка А. С. Пушкина и митрополита Филарета. В дни духовного кризиса поэт пишет свое известное стихотворение «Дар напрасный, дар случайный»… Только представьте себе, насколько святитель Филарет должен был знать и понимать родную словесность, насколько он должен был ею интересоваться, понимать поэта-современника, чтобы при всей своей занятости не только прочитать стихотворение, знать его, но и написать поэту ответ, тоже в стихах. Все стихотворение производит сильное впечатление, но особенно мне хочется процитировать третье четверостишие:
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум,—
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.
И мы знаем, поэт тоже ответил святителю Филарету. Его стихотворение в чем-то схоже с исповедью. И хочу привести последние строки его ответа:
Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.
Эти строки известны и в другой редакции:
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.
Вот иллюстрация взаимоотношений Русской православной церкви и литераторов.
— Патриарх участвует в выборе кандидатов в лауреаты или он только вручает премии?
— По положению как председатель палаты попечителей патриарх имеет право голоса. Он вообще глубоко вникает в процесс подготовки и проведения всех заседаний палаты попечителей, и особенно его заключительного заседания, когда проходят выборы лауреатов и награждение.
Как вы знаете, его святейшество по предложению президента России возглавил Общество русской словесности. Он знает русскую и зарубежную классику, понимает и глубоко анализирует процессы, которые идут в современной культуре, в частности в литературе. Святейший патриарх ни к одному заседанию палаты попечителей, ни к одному решению не подходит формально: он всегда участвует в живом обсуждении кандидатур номинантов, предлагает решения. Во время церемонии избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии ему бюллетень не дают, но он может отдать свой голос в том случае, когда несколько кандидатов набрали равное количество голосов.
— У патриарха есть предпочтения в литературе, если да, то какие?
— Его святейшество очень начитанный человек. К сожалению, большая занятость обычно не оставляет времени на беседы о любимых книгах. Но я точно знаю, что его святейшество высоко ценит и любит русскую классику, а из наших современников — ушедшего от нас год назад Валентина Григорьевича Распутина.