Нижегородские эвакуаторы зацепились за ФАС
Ведомство хочет изменить порядок подбора компаний, перемещающих машины
УФАС Нижегородской области пытается заставить администрацию Нижнего Новгорода изменить правила подбора компаний, которые занимаются эвакуацией машин. Сейчас это происходит без конкурса, на усмотрение городских властей. В мэрии Нижнего Новгорода считают, что не уполномочены заниматься подобным вопросами, этим должны заниматься власти региона. Последние для решения проблемы готовы изменить законодательство, но только после урегулирования арбитражного разбирательства между УФАС и мэрией Нижнего Новгорода.
Поводом для арбитражного разбирательства УФАС и нижегородской мэрии стало предписание антимонопольного ведомства, выданное в марте 2016 года. Ведомство предписало городским властям разработать нормативный акт, который бы регулировал порядок отбора компаний, занимающихся перемещением и хранением задержанных автомобилей. Как выяснилось во время рассмотрения жалобы одного из жителей Нижнего Новгорода, в действующем областном законе, принятом в 2012 году, требований к отбору эвакуаторщиков нет — компаниям достаточно получить в мэрии соответствующий статус. Он есть уже у девяти компаний: ЗАО «Сарус», ООО «Варяг», ООО «Вересень», ООО «Волготехстрой», ООО «Инвестстрой», ООО «Компас», ООО «Онтранс-НН», ООО «Ритм», ООО «Соло».
В ФАС посчитали, что в Нижнем нарушаются требования закона о защите конкуренции, поскольку компании отбираются без конкурса. По мнению главы УФАС Михаила Теодоровича, этот «произвол» влияет на смежные рынки и экономику города в целом. «Выбирая маршрут вечернего времяпрепровождения, мы думаем, где нам лучше запарковаться, чтобы машину не эвакуировали. Таким образом, возникает коллизия с рынком услуг, рынком торговли и развлечений. “Правильно и мудро” расставив знаки “Стоянка запрещена”, вовремя подогнав эвакуатор, можно достаточно быстро лишить клиентов и жизни любой ресторан и магазин, считают в ФАС. Это становится средством экономической борьбы. Процесс должен быть прозрачен и защищен от произвола, но этого пока нет»,— говорит он. По мнению представителя ФАС, Нижнему Новгороду стоит присмотреться к практике городов мира, где нет эвакуаторов, а за нарушение правил парковки автомобилистов активно штрафуют.
Отметим, что в Москве эвакуацией неправильно припаркованных машин занимается ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП, 155 эвакуаторов) и две частные фирмы, подобранные городом во время тендера: «Сервис-Интегратор» и «Мосгорлогистик» (150 погрузчиков у обеих). Город заключил с этими компаниями контракты на сумму 3,5 млрд руб. до 2018 года. Несколько лет назад столичная мэрия планировала выкупить все эвакуаторы у частников, однако от этой идеи впоследствии отказалась из-за финансовых проблем. В Московской области эвакуацией занимаются три частные компании (у них 107 эвакуаторов), однако недавно региональный Минтранс объявил о намерении создать эвакуаторную госструктуру по аналогии со столичным АПММ.
В администрации города считают, что в рамках действующего законодательства муниципалитет не может выполнить предписания УФАС. Город обжаловал предписание в арбитраже: первая инстанция встала на сторону антимонопольного ведомства, но мэрия планирует судиться дальше. Директор департамента правового обеспечения мэрии Татьяна Коннова ссылается на региональный закон 2012 года и специальное распоряжение правительства 2007 года, в которых порядок отбора компаний не определен. Кроме того, Татьяна Коннова отмечает, что организация деятельности эвакуаторов вообще не относится к вопросам, которые должны быть заданы в муниципальных актах, а заниматься этим должно правительство области.
В областном Министерстве транспорта и автомобильных дорог “Ъ” сообщили, что еще в 2015 году разработали поправки к действующему закону. В частности, они предусматривают создание диспетчерских центров, разграничение полномочий между специально созданным региональным органом, муниципалитетами и диспетчерским центром, закрепление за органами МСУ права заключать с компаниями договоры об эвакуации и хранение автомобилей на спецстоянках. Как отметили в Минтрансе, принятие документа было отложено до вступления в силу решения УФАС в споре с администрацией города. В перспективе же, по данным Минтранса, полномочия регулировать правила игры на рынке планируется передать муниципалитетам — соответствующий документ разработан в гордуме Нижнего Новгорода, но пока также не принят. В региональном заксобрании “Ъ” подтвердили, что инициатива гордумы поступала: в данный момент по ней собираются мнения, проводятся рабочие совещания, но в ближайшее время выносить законопроект на рассмотрение областного парламента не планируется.
Генеральный директор компании «Онтранс-НН» (занимается перемещением автомобилей в городе) Никита Злобин считает, что вносить поправки в региональное законодательство необходимо, потому что существующий закон «слабый и сырой». По его мнению, частные эвакуационные компании сами проявляли инициативу, предлагая чиновникам скорректировать законодательство и указывая на существующие в других субъектах практики, например, законы Сочи. «Я считаю, что должны быть прописаны критерии отбора компаний, чтобы использовались новая, современная техника, учитывалось количество и качество машины, а также опыт работы организаций на этом рынке»,— говорит господин Злобин. Единственное, что пугает участников рынка,— вероятность возникновения коррупционных факторов, связанных с проведением конкурсных процедур, а также возможный передел рынка.