Дорогие отели побили рекорды
Премиум-класс
Люксовый сегмент отелей Москвы и Петербурга в первом квартале 2016 года бьет все рекорды предыдущих лет. Девальвация рубля сделала посещение городов крайне привлекательным для иностранцев.
Компания JLL проанализировала результаты первого квартала 2016 года на рынке качественных гостиниц Москвы и Петербурга.
По словам Татьяны Веллер, руководителя департамента гостиничного бизнеса компании JLL, на фоне ограниченной доступности зарубежных туристических направлений и продолжающегося роста внутреннего туризма на гостиничном рынке наблюдается позитивная динамика. Так, в первом квартале этого года был зафиксирован устойчивый рост операционных показателей большинства сегментов рынка двух столиц России.
В Москве загрузка качественных отелей за январь — март 2016 года выросла на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, превысив 60%, средний тариф (ADR) — на 3,6%, до 7,7 тыс. рублей, что в результате привело к увеличению доходности на номер (RevPAR) на 10%. В Петербурге загрузка в среднем по рынку немного снизилась по сравнению с предыдущим годом (на 2,6%) и составила 44%, однако этот результат все равно превышает показатель первого квартала 2014 года. За счет значительного увеличения среднего тарифа (на 9%, до 4 тыс. рублей) показатель доходности на номер отелей Северной столицы тоже вырос (на 8%), достигнув около 1,8 тыс. рублей.
"Лидером по темпам роста показателей на гостиничных рынках Москвы и Петербурга стал люксовый сегмент, который за счет повышения тарифов и наращивания загрузки продолжает отыгрывать потери, понесенные в результате ослабления рубля, — комментирует Татьяна Веллер. — Московские люксовые отели в первом квартале 2016 года зарегистрировали рекордные показатели загрузки и среднего тарифа за последние десять лет: 59,1% и почти 16,8 тыс. рублей. В Петербурге спрос на люксовые отели в первом квартале также достиг наивысшего уровня за десятилетие: загрузка составила 41,8%, средний тариф — 10,7 тыс. рублей, что почти на 1 тыс. рублей превысило предыдущий рекорд, установленный в первом квартале 2015 года".
Наиболее доступные гостиницы Москвы — средний сегмент и верхний предел среднего сегмента — в первом квартале продемонстрировали консервативный рост в количестве проданных номеров (прирост на 1,5-2 п. п. по загрузке) и небольшое падение в средней цене на номер. В Петербурге ситуация обратная: в качественных отелях этих категорий загрузка упала на 3-4 п. п., в то время как средний тариф незначительно вырос. В итоге показатель доходности на номер в этой ценовой категории в Москве остался примерно на уровне прошлого года, а в Петербурге незначительно упал.
"Результатом летнего периода — с мая по сентябрь — для всех гостиничных сегментов на туристических рынках обычно является серьезный рост как загрузки, так и тарифов. В прошлом году, например, отели нижних ценовых сегментов Петербурга показывали в эти месяцы очень высокую загрузку — от 80 до 85% — при сильных ценовых позициях. Такие показатели стали результатом серьезного роста объема внутреннего спроса и группового туризма из стран Азии, ориентирующегося в основном, на недорогие отели, — комментирует Татьяна Веллер. — Остается надеяться, что данная динамика в этом году сохранится, а отельеры смогут воспользоваться ситуацией и продолжить наращивать тарифы и, соответственно, доходность".
Стоит отметить еще один гостиничный рынок, который в текущих экономических и политических условиях набирает все большую популярность, — загородные отели Московской области. В сравнении с прошлым годом качественные загородные объекты Подмосковья в первом квартале смогли значительно, на 16%, нарастить загрузку по сравнению с первым кварталом предыдущего года — до 48%, а в январе, за счет новогодних праздников, показатель даже превысил 50%. При этом средний тариф по сравнению с предыдущим годом практически не изменился и остался на уровне примерно 4,5 тыс. рублей. В условиях ориентации туристов на внутренние направления можно ожидать роста ADR в традиционно для этого сегмента "высокий" летний сезон.
"В экономически сложные периоды обычно сокращается глубина бронирования гостиниц, как правило, прежде всего со стороны MICE-сегмента — корпоративных и деловых мероприятий. В данный момент мы также наблюдаем возрастающую спонтанность в планировании поездок индивидуальными туристами, менее чувствительными к стоимости проживания, — говорит Татьяна Веллер. — В результате сегодня отельеры испытывают определенные сложности в прогнозировании операционной деятельности даже на ближайшие месяцы, поэтому предсказывать дальнейшую динамику по году в настоящий момент сложно. В то же время в целом тенденции на рынке наметились положительные, и ближайшие месяцы покажут, сможет ли гостиничный рынок Москвы и Петербурга завершить 2016 год "в плюсе"".