"Соллерс" выехал на УАЗе
Он стал единственным прибыльным автоконцерном
"Соллерс", который в 2015 году резко сократил объем работы с иностранными партнерами, стал единственным прибыльным крупным автоконцерном. Хотя частично показатель оказался бумажным, но и без этого компания показала бы прибыль. Основной вклад в это внес УАЗ, продажи которого снизились в 2015 году лишь на 2%, а рыночная доля бренда выросла.
"Соллерс" последним из автоконцернов РФ представил отчетность по МСФО за 2015 год и стал единственным крупным игроком, которому удалось выйти в прибыль — 3,1 млрд руб. против убытка в размере 3,7 млрд руб. годом ранее. Впрочем, как отмечает компания, большая часть прибыли — 2,2 млрд руб.— это результат превышения стоимости опциона на продажу Ford доли в Ford Sollers (минимум $135 млн) над суммой обесценения инвестиций в СП. Но даже если не учитывать бумажную прибыль, компания в плюсе — около 0,9 млрд руб. чистой прибыли. Выручка "Соллерса" сократилась на 20%, до 38,3 млрд руб., рентабельность по EBITDA составила 10,5% против 9% годом ранее.
Трем другим крупнейшим автоконцернам в 2015 году выйти на прибыльность не удалось. Чистый убыток группы ГАЗ сократился на 8,4%, до 1,9 млрд руб., выручка выросла на 1%, до 121,2 млрд руб. Чистый убыток КамАЗа составил 2,4 млрд руб. против 211 млн руб. чистой прибыли годом ранее, выручка упала на 12%, до 97,5 млрд руб. АвтоВАЗ увеличил чистый убыток втрое, до 73,8 млрд руб., выручка сократилась на 8%, до 176,5 млрд руб.
В "Соллерсе" подчеркивают, что результаты отражают прежде всего устойчивость и рост конкурентоспособности УАЗа, который находится в "инвестиционном приоритете" компании. Действительно, на фоне общего падения авторынка на 36%, до 1,6 млн машин, продажи УАЗа оставались относительно стабильными и даже неоднократно показывали положительную помесячную динамику, в частности, за счет госзаказа. Общая реализация бренда в 2015 году снизилась всего на 2%, до 48,7 тыс. машин. По данным компании, за прошлый год доля УАЗа в сегменте внедорожников выросла на 2 процентных пункта (п. п.), до 5%, доля на рынке легких коммерческих машин — на 7 п. п., до 24%. Одной из причин снижения своей выручки "Соллерс" называет сокращение объемов продаж SsangYong на 79%, до 5,1 тыс. машин (корейская компания заморозила поставку машинокомплектов в начале года). "Соллерс" сократил сотрудничество с иностранными брендами до минимума: из нескольких его СП действуют лишь Ford Sollers и "Мазда-Соллерс", собирающая Mazda 6 и CX-5, сборка Toyota Land Cruiser Prado остановлена, СП с Isuzu закрыто.
Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" пояснил, что в положительном ключе на рентабельности "Соллерса" сказалось прекращение продаж SsangYong, которые годом ранее принесли компании убытки. По его мнению, компания в целом "достаточно эффективна" и контролирует издержки. При этом уровень локализации УАЗа высокий, и с точки зрения валютных колебаний давление не такое сильное, полагает аналитик. Замгендиректора "Соллерса" Николай Соболев отметил, что в этом году компания продолжит обновлять линейку УАЗа и расширять экспортное направление, а также подтвердил намерения реализовывать проект на Дальнем Востоке (СП с Mazda). Господин Беспалов ожидает, что в следующем году финансовые показатели компании останутся стабильными.