Барак Обама укрепляет вьетнамский плацдарм
США могут потеснить Москву в качестве стратегического союзника Ханоя
Вчера вечером президент США Барак Обама начал свой первый визит во Вьетнам, который, по словам представителей Белого Дома, "нацелен в будущее", а не в прошлое. Сегодня же за влияние во Вьетнаме активно конкурируют основной поставщик вооружений — Россия, главный экономический партнер — Китай, а также США, обеспечивающие Ханою поддержку в территориальном споре с Пекином. России будет трудно составить США конкуренцию в борьбе за роль стратегического союзника Вьетнама.
Визит Барак Обама начался с Ханоя, а завершится в Хошимине, бывшем Сайгоне,— столице поддерживаемого США Южного Вьетнама во время вьетнамской войны. В момент ее окончания в 1975 году трудно было представить, что к 2016 году Ханой станет одним из главных союзников Вашингтона в Юго-Восточной Азии, а 76% вьетнамцев, по данным исследовательского центра Pew Research, будут относиться к США позитивно.
Одной из главных тем в ходе визита станет снятие эмбарго на поставки американского оружия США во Вьетнам (действует с 1975 года). Эксперт Российского совета по международным делам Антон Цветов считает, что это позволило бы "избавиться от последнего крупного пережитка" вьетнамской войны. "Стратегически это будет означать, что геополитика для Вашингтона важнее продвижения демократии и прав человека, а увязки этих двух вопросов не будет",— сказал он "Ъ". Накануне визита вьетнамское минобороны провело закрытую встречу для американских компаний, включая Boeing и Lockheed Martin, на которой обсудило перспективы их прихода на свой рынок. "Скорее всего, поначалу речь будет идти о закупках в США оборудования для слежения и электронной разведки на море",— предполагает Антон Цветов. Впрочем, частичная отмена Вашингтоном в 2014 году запрета на экспорт оборудования именно этого типа так и не привела к его покупке Ханоем.
США и Вьетнам стали активно сближаться на фоне эскалации конфликта в Южно-Китайском море. Пекин и Ханой соперничают за мелкие острова и континентальный шельф, содержащий, по предварительным оценкам, 290 трлн кубометров газа. Поддержку Вашингтоном стран региона (в том числе Вьетнама) Китай воспринимает как часть стратегии по окружению страны и нейтрализации ее военного потенциала. В роли союзников США выступают Филиппины и Таиланд, но их военная мощь несопоставима с вьетнамской. С 2006 года страна увеличила оборонный бюджет в семь раз и по объему военных расходов вышла на второе место в Юго-Восточной Азии после Индонезии, которая не имеет значимых территориальных споров с Китаем.
Сближение США и Вьетнама болезненно воспринимают и в России. Для Москвы Ханой — главный партнер в Юго-Восточной Азии и третий покупатель ее вооружений в мире (по данным Стокгольмского института изучения проблем мира (SIPRI), 11% российского военного экспорта в 2010-2014 годах приходились на Вьетнам). Хотя товарооборот России с Вьетнамом в 2015 году составил всего $3,9 млрд (Ханой стоит на 18-м месте в списке торговых партнеров Москвы), в мае 2015 года страна первой заключила соглашение о зоне свободной торговли с Евразийским экономическим союзом. Россия имеет преференции в использовании военно-морской базы Камрань. США безуспешно добиваются для себя аналогичных условий.
Впрочем, перед визитом вьетнамцы все же сделали несколько шагов навстречу США. Из тюрьмы был выпущен содержавшийся там с 2007 года диссидент Нгуен Ван Лю. Это не уменьшило критику правозащитной организации Human Rights Watch, назвавшей Вьетнам "одним из самых репрессивных режимов на планете", но позволило одному из главных сторонников сближения с Ханоем сенатору Джону Маккейну заявить, что ситуация в сфере прав человека "медленно улучшается". Против визита Барака Обамы выступали живущие в США вьетнамцы—сторонники проигравшего в гражданской войне Южного Вьетнама. "Для вьетнамской диаспоры в США гражданская война еще не закончилась. Она продолжает бороться с режимом в Ханое, финансировать различные оппозиционные движения,— сообщил "Ъ" директор центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института Востоковедения РАН Дмитрий Мосяков.— Они не против контактов между США и Вьетнамом, но хотят, чтобы эти контакты вели к изменению режима".
В долгосрочной перспективе ставка США и Вьетнама друг на друга выглядит стратегической. Вьетнам стал одним из самых активных сторонников возглавляемого США Транстихоокеанского партнерства, участие в котором поддерживают 89% жителей страны. Стремление Ханоя защититься от Пекина совпадает с желанием Вашингтона не дать Китаю захватить акваторию Южно-Китайского моря и перекрыть стратегически важный Малаккский пролив, через который проходит около 30% мировой торговли.
Власти Вьетнама дают понять Москве: сближение с Вашингтоном не направлено против нее, отношения с РФ останутся стратегическим приоритетом. "Одной из целей визита вьетнамского премьера в Сочи и его участия в саммите Россия--АСЕАН 19-20 мая было заверить российское руководство в том, что разворота Вьетнама к США не будет, а Москва останется в числе ключевых партнеров Ханоя",— убежден Антон Цветов.