Экономический совет скреплен любовью
Алексей Кудрин выиграл экономический спор 25 мая за неделю до его начала
Накануне заседания Экономического совета при президенте 25 мая Минэкономики обнародовало тезисы своих предложений по условиям среднесрочного роста ВВП. Глава министерства Алексей Улюкаев будет одним из трех докладчиков на совете. Среди новых идей — реформа Трудового кодекса, официально подтвержден также предлагаемый курс на ограничение потребления. Тезисы второго претендента на формирование курса, Столыпинского клуба, изложены еще в марте и, по данным "Ъ", радикально не изменились. Центр стратегических разработок (ЦСР) под руководством Алексея Кудрина согласует свою программу сегодня. Результат дискуссии определен уже 17 мая — распоряжением президента господин Кудрин возглавил рабочую группу совета, в которой будут работать и часть его оппонентов.
Напомним, программа Минэкономики, которая в реальности является идеологическим консенсусом между ведомством, Минфином и ЦБ (см. "Ъ" от 11 мая), де-факто и в сжатом виде излагалась в комментариях к целевому сценарию апрельской версии прогноза социально-экономического развития РФ до 2019 года. В пятницу ведомство обнародовало более широкие тезисы, которые, как предполагается, Алексей Улюкаев будет представлять на Экономическом совете 25 мая.
В программе Минэкономики уже официально подтверждено, что основной предлагаемый механизм усиления динамики ВВП в ближайшие годы (до 5% ВВП в год) — это стимулирование инвестиций при ограничении потребления. "Оптимальное соотношение между текущим потреблением и инвестициями, согласно различным моделям, находится в диапазоне 22-25% ВВП. Для того чтобы выйти на это соотношение, инвестиции в ближайшие годы должны расти на 7-8% в год при сохранении тенденции стагнации текущего потребления",— говорится в тексте. В теории способы, которыми можно "сохранить тенденцию стагнации потребления", могут быть разными, но в практике РФ понятна лишь одна реализация идеи — ограничение роста зарплат в бюджетозависимых структурах (на них в целом ориентируются частные работодатели) и пенсионных выплат. В любом случае вариант с резким ростом нормы сбережения без ограничения реальных зарплат (например, при высокой доходности частных сбережений) не выглядит реалистично. В этой части идеи Минэкономики выглядят как возврат к логике советских плановых властей, пытавшихся строить "индустриализационные" стратегии через ограничение частного потребления, но уже в новых, более рыночных условиях, где инструментария Госплана и директивного изменения прибылей предприятий у правительства нет.
Среди официально подтвержденных идей Минэкономики — поддержка повышения пенсионного возраста для двух полов до 63-65 лет. Совершенно новой является впервые высказанная министерством мысль о коррекции правил игры на рынке труда, в частности об упрощении процедуры увольнений сотрудников по экономическим соображениям, то есть изменении трудового законодательства. Либерализации Трудового кодекса, отметим, являются стандартными в пакетах либерализационных реформ, как и поддержанный Минэкономики в среднесрочной перспективе возврат к крупным негосударственным заимствованиям за пределами РФ как элемент стратегии.
Пока неизвестно, будет ли ЦСР и его новый глава Алексей Кудрин в какой-либо мере оппонировать программе Минэкономики: предложения к Экономическому совету экспертный институт сформулирует на своем совещании сегодня. Главным оппонентом и Минэкономики, и ЦСР предполагается Столыпинский клуб. Его представители на прошлой неделе обнародовали новую версию своей программы "Экономика роста", которая, впрочем, практически не отличается от разработок их предшественников 2014-2015 годов (см. "Ъ" от 20 февраля 2014 года) и от мартовских презентаций клуба (см. "Ъ" от 9 марта). Центральным элементом программы является "российский вариант политики количественного смягчения" (пятилетнее рефинансирование ЦБ на сумму 1,5 трлн руб. в год стандартным путем или покупкой облигаций "специальных обществ проектного финансирования"), "наращивание денежного предложения" через изменение мандата ЦБ и возврат к курсовому таргетированию с постоянным заниженным (не менее чем на 10%) реальным эффективным курсом рубля. Вторым этапом стимулирования роста (2018-2019 годы) Столыпинский клуб предполагает налоговую реформу с переходом преимущественно к налогам на конечное потребление. Программа клуба остается эклектичной и также отчасти апеллирует к советской экономической политике, но не 60-70-х годов, как в случае Минэкономики, а 80-х. Первый вариант курса был причиной структурных перекосов в экономике СССР, второй неэффективен в разрешении последствий этих перекосов.
При всей разрекламированности заседания 25 мая вероятность сильного влияния мероприятия на экономический курс минимальна — президент Владимир Путин во всех такого рода случаях предлагает экономистам "формирование общей позиции". Старшинство уже предоставлено Алексею Кудрину: 17 мая распоряжением президента в составе Экономического совета создана рабочая группа "Приоритеты структурных реформ и устойчивый экономический рост" под его руководством, в которую войдут зампред ВЭБа Андрей Клепач, один из идеологов программы Столыпинского клуба, руководство университетов и институтов--консультантов Минэкономики и Минфина по программе Алексея Улюкаева, а также представители министерств, АСИ, "Деловой России", РСПП. Представлена в рабочей группе и РАН — академиком Виктором Полтеровичем. В таком составе крайне умеренная работоспособность рабочей группы неизбежна.