«То, чего не хватает в жизни, русские люди находят в искусстве»
Интервью Владимира Спивакова о задачах культуры, таланте и отношениях между культурой и властью
Владимир Спиваков — о музыке в его жизни, утешительных функциях искусства и новом спектакле супруги.
Ни для кого не секрет, что у Владимира Спивакова сумасшедший график и интервью он дает крайне редко. В преддверии концерта в Светлановском зале и вручения премии Олега Янковского «Творческое открытие» (Владимир Теодорович — член попечительского совета фестиваля «Черешневый лес», организовывающего оба события) он сделал исключение для “Ъ-Lifestyle”. Времени было мало, из внушительного списка вопросов маэстро сам выбрал те, на которые захотел ответить в первую очередь.
— Владимир Теодорович, в чем, на ваш взгляд, задача культуры?
— Начиная от самых древних философов — Платона, Аристотеля и Сократа, через Спинозу, Декарта, Канта, Фрейда и Гегеля, вплоть до мыслителей сегодняшнего дня культура рассматривалась в различных аспектах. Это говорит о многоплановости и многоуровневости такого явления, как культура. Собственно говоря, культура — это вся человеческая жизнь. Это то, что отличает нас от животных: у них есть инстинкты, но нет духа. Функция искусства как части культуры заключается в успокоении и утешении, в ней есть призыв к смирению, а еще она несет коммуникативную функцию, о которой говорил Лев Николаевич Толстой. Это единственное поле, на котором могут сходиться диаметрально противоположные взгляды, системы и религии разных форм. Искусство не несет никакой агрессии.
— Что цените в российском культурном поле больше всего?
— Мне кажется, у российской публики есть какое-то внутреннее накопленное стремление к красоте и гармонии. То, чего не хватает в жизни, люди находят в искусстве.
— Какие, на ваш взгляд, должны быть идеальные отношения между культурой и властью?
— Искусство создает не толпа, а человеческая личность. Еще в древних книгах написано: толпа не должна поглотить вашу душу. К сожалению, вся экономика находится в руках чиновников, и если не будет клановости, финансовой зависимости, в которую поставлены люди искусства, то можно будет вздохнуть. Как написал Блок о смерти Пушкина: «Пушкина убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха».
Искусство создает не толпа, а человеческая личность. Толпа не должна поглотить вашу душу.
— Вы стояли у истоков фестиваля «Черешневый лес» и выступаете на нем регулярно. В этом году это будет концерт 30 мая в Светлановском зале Дома музыки. Расскажите, пожалуйста, о программе.
— В первом отделении в исполнении Национального филармонического оркестра России прозвучат Симфония № 1 Прокофьева и фортепианный концерт Гайдна, солировать в котором будет Александра Стычкина. Второе отделение мы посвятили Эдварду Григу. Сыграем сюиту № 1 из музыки к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт» и концерт для фортепиано с оркестром, солист — Александр Малофеев.
— Солисты — молодые ребята. Как вам работается с ними?
— Молодое поколение музыкантов отличает раннее развитие. Благодаря стремительной технической революции новое поколение приходит в этот мир более прогрессивным, у них гораздо больше возможностей получать информацию, в отличие от того, что было в нашем детстве. Молодые таланты — это и новые идеи, и новые открытия в музыке. Но главное — это ощущение времени, оно у них совершенно другое. В 1990-х ученым Робертом Пломином было проведено исследование среди вундеркиндов, согласно которому за одаренность детей отвечает участок ДНК на шестой хромосоме, отличный от показателей среднестатистического человека. Что бы там ни говорили генетики, наша задача — найти молодой талант и помочь ему раскрыть все свои способности, дать дорогу маленькому гению в большое будущее.
— Как в юном возрасте определить, талантлив человек или нет? Есть какие-то секреты?
— Все дети рождаются талантливыми, но и бриллиант может превратиться в камень. Все зависит от окружающей среды, в которой находятся дети. А секрет очень простой — надо понимать своего ребенка. Если родители чувствуют и развивают его с самого рождения, то посеянные зерна обязательно дадут всходы. В Америке, например, выпускают специальные диски с музыкой Моцарта, Вивальди, и дети слушают их с колыбели. Они еще ничего не понимают, но все услышанное закладывается на подкорку. Очень важен и тот человек, который «ведет» ребенка, например его педагог. Ни в коем случае нельзя силой заставлять что-либо делать, нужна правильная мотивация — игра, сказка.
— Чему может научить и научила вас музыка?
— Музыка — моя жизнь. Учит она меня каждодневно всему, что в ней заложено.
— Если бы вас попросили сравнить свою скрипку с живым существом, как бы вы охарактеризовали ее поведение?
— Скрипка — довольно капризное существо, которое не терпит лени. Репетиции — это необходимость. Это замышление, процесс проверки идей. Но и любовь тоже.
— Владимир Теодорович, ваш благотворительный фонд появился одним из первых в России. Чем вы особенно гордитесь? Что хотелось бы сделать в перспективе?
— Горжусь самим фактом, что фонд был создан одним из первых и мы продолжает творить добро вот уже более 20 лет в самых разных сферах жизни. Это и покупка музыкальных инструментов для детей, красок, мольбертов и холстов для художников, лечение и операции, которых за это время проведено уже более 120. У нас есть уникальное направление «Дети на обочине», когда маленькие музыканты фонда едут с концертами к своим сверстникам, находящимся в колониях для несовершеннолетних. Мы не ограничиваемся работой только внутри нашего фонда. Мы помогаем всем, кто в этом нуждается. Совместно с Женей и Машей Мироновыми (фонд «Артист») мы помогаем ветеранам театра и кино, проводим благотворительные концерты в пользу фонда «Б.Э.Л.А.», который возглавляет Ксения Раппопорт; сотрудничаем с фондом Чулпан Хаматовой, фондом «Вера»; скоро дадим концерт в поддержку строительства первого детского хосписа в Зауралье. Что касается перспективы, очень жду принятия закона о меценатстве, о котором так много в последнее время говорят, но сделать так, чтобы он заработал, никак не могут…
— Недавно ваша супруга сыграла в скандальном спектакле Кирилла Серебренникова «Машина Мюллер». Не говорил о нем только ленивый. Вы видели эту ее работу? Каковы ваши впечатления, мысли?
— Мне странно это слово — «скандальный». Я расцениваю этот спектакль не как скандальный, а как нечто новое в русском современном театре. Хайнер Мюллер — выдающаяся фигура в области театральной драматургии, и его творчество основано на отрицании. Но и творчество таких гениев, как Скрябин и Вагнер, основано на отрицании. Единственное, Вагнер приводит это к «Гибели богов», а у Скрябина, наоборот, человек в последнем вздохе восклицает «Я есмь!» с гордостью того, что его дух может воспарить. Эту работу я видел и смотрел ее вместе с детьми в «Гоголь-центре». И детям, и мне проект очень понравился. С этим спектаклем «Гоголь-центр» приглашен уже в Авиньон, что говорит о международном признании. Ну а если кого-то коробят голые тела — мы же не иранские подданные, чтобы надевать бикини на Венеру Милосскую.
Благодарим за помощь в организации интервью фестиваль «Черешневый лес».