«На федеральных выборах примерно половина людей заранее знают, за кого голосовать»

Политик Борис Надеждин в интервью «Ъ FM»

В чем преимущества участия в праймериз от «Единой России»? Каким должен быть «правильный» кандидат? И откуда на праймериз всплеск либеральных настроений? На эти и другие вопросы ведущему «Коммерсантъ FM» Анатолию Кузичеву ответил президент Института региональных проектов и законодательств, либерал и участник праймериз от «Единой России» Борис Надеждин в рамках программы «Действующие лица».

Фото: Светлана Привалова, Коммерсантъ

«Русский народ регулярно восставал против деспотов»

Борис Надеждин о проблемах, с которыми столкнулась «Единая Россия»: «"Единая Россия" — это важнейшая часть такой централизованной политической системы. У нее есть и масса преимуществ, действительно, но есть и масса недостатков. Главный недостаток в том, что в такой системе партия бронзовеет. У нас есть пример КПСС: начиналось все там лихо, ораторы, Троцкий, Каменев, Зиновьев — круто, весело, революция, а закончилось старыми маразматиками. "Единая Россия", слава богу, до этого не дошла, но тенденция очевидна. И любая партия, которая не находится в зоне конкуренции, даже любое предприятие, вот уберите конкурентов, оно начнет загнивать, становиться неэффективным. Так и здесь, и это проблема. Кстати, праймериз — правильная идея, молодец Володин, который это делал, молодцы руководство "Единой России", надо действительно встряхивать эту систему и ставить людей в условия, к которым они не привыкли, а именно — в условия конкуренции».

О всплеске либеральных настроений на праймериз: «Как проходили дебаты: выходит правильный единоросс и начинает говорить, как много мы добились, спасибо губернатору, спасибо главе города, все у нас хорошо. Потом выхожу я и начинаю говорить, что у нас там очереди в поликлиниках, плохие дороги и так далее, и что нужно уменьшать нагрузку на бизнес, давать больше свободы регионам. Ну вот интересно же было — вот вам всплеск здорового либерализма. Вы не поверите, обычно, когда приходили на дебаты, там часть людей приходит просто по объявлению, но большая часть зрительного зала — это такие группы поддержки правильных кандидатов. Они хлопают, когда те говорят, шумят, когда я выступаю, к концу моих выступлений они начинают мне хлопать, понимаете, это много раз было видно, потому что я говорю то, что на самом деле».

О том, существует ли ген авторитаризма: «Генетики долго искали, проводили опыты, но не нашли ген авторитаризма ни у какого народа ни разу. И очень многие народы, которые нынче суперлиберальные, переживали периоды страшного авторитаризма: у французов был Наполеон, у немцев вообще-то Гитлер был, у американцев тоже было. Так же и Россия, у нас просто национальная концепция истории построена на империи, сильном государстве. Но в истории нашей родины есть такие всплески либерализма, что мало не покажется. У нас было Новгородское вече, когда еще не было никакого парламента во Франции и так далее. У нас русский народ регулярно восставал и бунтовал против деспотов. И вот, в конце концов, мы устроили Великую Октябрьскую революцию тоже.

Я не призываю к пугачевщине, я просто хочу сказать, что русский народ так же, как и любой другой, восставал против тиранов с разной степенью успеха, это правда. Русский народ, между прочим, когда нападали какие-то враги, он всегда сначала радовался, потому что били ненавистного государя, а потом сплачивался, заметьте. И, собственно говоря, поляков в Кремль тоже сначала позвали, а потом выперли. Точно так же во время Второй мировой войны, близкой нам Великой Отечественной огромное количество людей сначала вовсе не хотело за Сталина воевать, вы знаете, как все начиналось, а потом сплотились и победили. Так мы устроены, и в этом нет ничего такого уникального, особого пути. Потому что любой нормальный человек устроен так, что, в принципе, он к начальству относится неплохо. Если начальство начинает плохо вести, его защемлять, он готов протестовать, и наши готовы. Сейчас ситуация хуже, рейтинг "Единой России" падает, Путин пока еще висит, а правительство уже нет. Но опять же, если натурально нападает какой-то внешний враг, не знаю, Наполеон, Гитлер, еще что-то, наш народ готов прощать начальству многое, это правда, и сплачиваться вокруг него, что начальство, кстати, цинично использует часто. Но это другой вопрос».

«При смене поколений Россия станет другой страной»

Политик Борис Надеждин о "правильных" и "неправильных" кандидатах: «Ирина Роднина была "правильным" кандидатом в том смысле, что на нее полностью работал административный ресурс. И она действительно много работала, это чистая правда, и любой город округа, а там несколько городов было: Долгопрудный, Химки, Лобня, Дмитров, Талдом, Дубна еще отдельные кусочки разных районов — все было увешано ее щитами-билбордами, на каждом подъезде она висела, в каждой газете было фото, в общем, все работало, как положено. Соответственно, как обычно, собирали списки врачей, учителей с паспортными данными, с личной ответственностью директора школы. А я был кандидат "неправильный".

В чем это выражалось — в том, что я с боем выбивал помещения для встреч с избирателями, с десятого раза что-то согласовывалось, в том, что мне не разрешили рекламу на официальных щитах, на подъездах — в общем, все как обычно. Я по этому поводу никаких заявлений не делал, что "ой, беспредел и кошмар", такова наша жизнь. Тем не менее, в этих условиях мне удалось показать неплохой результат. Отдельный вопрос, как проголосовали, потому что там были участки, на которых, к большому сожалению, наблюдатели не выжили до конца подсчета. Не хочу это комментировать, я пока сам не разобрался до конца, но в целом на тех участках, где реалистичные данные о голосовании, я получал где 10%, где 15%, а где 30% голосов. В среднем, я думаю, где-то 15%, что для либерала, играющего на поле "Единой России", фантастический результат».

О смене поколений: «Я общаюсь с огромным количеством людей. И в ходе этих праймериз я встречался с тысячами людей, и есть большое отличие между моим поколением, то есть 50+, и поколением 30-. Поколение 30- мне хорошо понятно, потому что я уже 20 лет читаю лекции на физтехе, там каждый год сотни студентов, и я вижу, что это совершенно другие люди, абсолютно другие. Это люди, для которых чувство собственного достоинства и готовность действовать согласно своим убеждениям, крайне высока. Во-первых, потому что они молодые, а в молодости так бывает. Но они по-другому устроены: у них просто нет этого многодесятилетнего опыта под названием "ты - начальник, я - дурак", который, к сожалению, есть у большинства людей моего поколения, и у меня тоже, кстати. Это советское наследие».

О новой реальности: «Мир Сталина — это мир индустриализации, когда у вас подавляющая часть населения живет в деревне, и вы каждый год 10 млн людей переселяете в города, даете им грамотность, образование, культуру и так далее. В таком мире мегапроекты работают идеально. Миллионы людей искренне ехали целину осваивать, ДнепроГЭС поднимать и так далее. Современный мир принципиально другой: у вас нет этого миллиона малограмотных крестьянских парней, у вас — жители городов, как правило, большая часть современной России имеет высшее образование — это принципиально другая среда.

Более того, огромное количество людей у нас пользуется интернетом — 60%, четверть населения страны была за границей, я имею в виду не СССР, а за пределами СССР. Это совершенно другая среда. Огромное количество людей имеет опыт зарабатывания денег уже не по найму, а просто за свой счет. Это десятки миллионов людей, и это совсем другая среда. И это реальность.

300 лет назад, когда большинство людей жило в деревне, 10% жило в городах, а в России вообще 5%, многие говорили, что очень плохо, что люди переезжают в города, потому что честный труд — это на земле, а в городах одни бездельники. Точно так же сейчас многие считают, что те, кто работает, условно говоря, в банке, в институте, в офисе, в массажном салоне и в ресторане — это бездельники, а честный труд — это стоять у станка. Но это заблуждение».

«Хитрость в том, что я использовал формальную возможность, предоставленную "Единой Россией"»

Политик Борис Надеждин о необходимости участия в праймериз «Единой России»: «Я заслушался выступлением Дмитрия Анатольевича Медведева на съезде "Единой России", где он сказал, что партия нуждается в новых лицах, что очень хорошо, если беспартийные активные общественные деятели будут участвовать в наших праймериз. Поскольку я типичный активный беспартийный общественный деятель, я решил поучаствовать. С прагматической точки зрения это очень просто — я просто раньше начал избирательную кампанию. Конечно, начал ее на чужом поле, на поле "Единой России", которую долго критиковал, это наложило определенный отпечаток. Но я абсолютно доволен результатом — я начал кампанию рано.

В чем проблема? Эта самая замечательная партия "Единая Россия" в Думе перенесла выборы на сентябрь, раньше мы всегда голосовали в декабре. Избирательная кампания шла в октябре-ноябре, когда люди в целом находятся по месту жительства и легко агитировать. Когда сейчас основные выборы перенесли на 18 сентября, мы попадаем в тяжелую ситуацию. Мы — я говорю о независимых кандидатах. Получается, нам нужно собрать подписи в июле, а агитацию вести в августе и начале сентября, когда значительная часть людей просто физически находится не дома, а в отпусках, на даче и так далее. В любом случае чтобы собирать подписи или агитировать людей по месту жительства нужно, чтобы люди физически находились там, где они зарегистрированы, где голосуют».

«Я уже 25 лет занимаюсь выборами. На выборах федерального уровня, когда явка 55-60%, обычно на выборах в Государственную думу, примерно половина людей заранее знают, за кого будут голосовать. Я отдельно могу рассказывать, что это за люди, что они читают, как они узнают, но это факт. Примерно половина людей заранее знают, за кого они будут голосовать, и даже сейчас уже знают, за кого они будут голосовать – кто-то за Путина, кто-то за Зюганова. Это одна история. Правы вы в том, что примерно половина людей действительно определяется в последний момент. Иногда вообще в первый раз задумываются о том, за кого голосовать, придя на избирательный участок, это тоже правда. Но в любом случае, даже та половина, которая приходит, она лучше реагирует на известные фамилии. По этой причине все кандидаты заинтересованы в том, чтобы заранее максимальное количество людей, как минимум, их узнало, что они вообще есть. И в этом смысле участие в праймериз мне очень сильно помогло — у меня узнаваемость зашкалила за 50%».

О связи с «Единой Россией»: «Я ни разу никогда и нигде не собирался вступать в партию "Единая Россия". Более того, даже в ходе дебатов на праймериз, когда меня спрашивали, я говорил, что не собираюсь вступать в эту партию, я ее как критиковал, так и буду критиковать. У меня вообще планов таких не было вступать в "Единую Россию" никогда. Но в том-то и хитрость, что я использовал формальную возможность, предоставленную этой партией. Грубо говоря, партия накрыла поляну в виде дебатов, в виде встреч с избирателями и говорит: "Ну, давайте сюда, беспартийные". Я говорю: "Окей, я пришел". Никаких обязательств вступать в "Единую Россию" у меня никогда не было, и я никогда не собирался это делать.

«У меня не было никаких планов разрушать или реформировать "Единую Россию" изнутри. Другое дело — это очень интересный эффект — в ходе этих праймериз у меня удивительным образом появилось очень много новых друзей среди видных единороссов. Это правда. Удивительное дело, но больше всего поддержки я получил от них. Это, в первую очередь, мои конкуренты, которые тоже участвовали. Там много депутатов местного регионального уровня, которых я раньше не знал, а когда мы участвовали в дебатах, стали общаться, они уже сейчас, можно считать, находятся в моей группе поддержки. Кроме того, я получал очень много добрых слов и пожеланий удачи среди видных единороссов, которые говорили, что очень хорошо, что ты к нам пришел, это придаст легитимность, вообще, интригу, что, кстати, и произошло».

Вся лента