Глобальную торговлю призывают войти в положение
ВТО предложено заметить различия своих участников
ВТО нужно предоставить своим членам возможность варьировать степень свободы торговли и защитных мер — к такому выводу вчера пришли участники семинара Высшей школы экономики и Валдайского клуба. В оценке будущего глобальной торговли западные и российские эксперты разошлись: так, в Гарварде создание многосторонних соглашений наподобие Транстихоокеанского партнерства объясняют не желанием исключить отдельные государства из торговых отношений, а неготовностью большинства из них еще существеннее открывать свои рынки для глобального обмена.
Всемирной торговой организации (ВТО) нужно дифференцировать подходы к либерализации торговли и снятию неторговых барьеров отдельными странами, заявили международные эксперты в рамках посвященного перспективам ВТО семинара Высшей школы экономики и Валдайского клуба. Вопрос о судьбе организации актуален на фоне планов создания нового объединения ЕС и США — Транстихоокеанского партнерства (ТТП), в то время как переговоры о мировой торговле зашли в тупик.
Российские эксперты называют основными проблемами ВТО рост популярности региональных объединений и действие международных санкций. Последние становятся "более масштабной и постоянной формой экономического взаимодействия", заявил глава Института права и развития ВШЭ--Сколково Алексей Иванов. Профессор Гарвардского университета Роберт Лоуренс, наоборот, объясняет появление зон свободной торговли наподобие ТТП потребностями корпораций с длинными производственными цепочками не столько в снижении пошлин (оно уже мало влияет на международную торговлю, сходятся эксперты), сколько в защите инвестиций, интеллектуальных прав, синхронизации технических стандартов и в единых правилах конкуренции.
Отметим, попытки участников ВТО достичь консенсуса по общим условиям либерализации торговли в рамках так называемого Дохийского раунда оказались безуспешны: в декабре 2015 года переговоры по нему были фактически остановлены. "Далеко не все страны готовы к существенной либерализации, ВТО необходима реформа, которая позволила бы организации допустить существование разной степени либерализации торговли между странами, стать club of clubs",— полагает Роберт Лоуренс. Однако не во всех областях региональные соглашения могут заменить ВТО: те же переговоры по сельскому хозяйству возможны только в рамках единого документа организации, признает эксперт.
Страны БРИКС вряд ли присоединятся к ТТП, согласились эксперты, отметив, что без крупных развивающихся стран говорить о формировании альтернативы ВТО не приходится. "Не в интересах США устанавливать правила, которые не примут в Китае, это просто попытка создать более сильную переговорную позицию с КНР. Китаю интересен блок про инвестиции (идут двусторонние переговоры с США), но не нравится блок по госкомпаниям",— пояснил Роберт Лоуренс. По словам главы Российского центра исследований АТЭС при РАНХиГС Натальи Стапран, Китай ждет, будет ли ратифицировано соглашение о создании ТТП: если это произойдет, то основной акцент Пекин будет делать на либерализации торговли в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Это вызывает определенное беспокойство США, так как АТЭС перекрывает по охвату ТТП, говорит эксперт. Пока, однако, США и Китай не смогли согласовать даже коммюнике по итогам встречи министров торговли.
Что касается санкций, то их обжалование через ВТО практически исключено, согласились эксперты. Понятие "национальная безопасность", со ссылкой на которую вводятся подобные ограничения, не конкретизировано. До введения ответных мер и взыскания ущерба разбирательства в рамках ВТО стороны также доходят крайне редко: механизмы ВТО направлены на ликвидацию дискриминации, при этом добиться компенсации ущерба за время разбирательства по правилам организации крайне сложно. Из более чем 500 исков ответные меры для компенсации потерь применялись лишь в пяти случаях, отметил Петрос Мавроидис из Школы права Колумбийского университета (в некоторых случаях для компенсации стороны даже отказывались от защиты интеллектуальных прав на сопоставимую с ущербом сумму, как в случае разбирательства между США и Антигуа и Барбудой). По словам же Марка Ву из Гарварда, инструментарий ВТО достаточно широк и позволяет "наказывать" отдельные страны, ограничивая торговлю не только санкциями, но и различными техническими и фитосанитарными мерами.