«Британка Мэри Бил считается одним из лучших портретистов Англии XVII столетия»
Дмитрий Буткевич — о женщинах-художницах, оставивших след в мировом искусстве
Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказал о женщинах, чьи полотна обсуждает весь мир.
Я уже рассказывал, как нашел в «Живом журнале» пост о женщинах-художницах, оставивших след в мировом искусстве. Повторю, что сайт определяет их количество в 111 персон; я это никак не комментирую, просто продолжу рассказ об авторессах.
Возрождение дало сразу несколько женских художнических имен. Барбара Лонги из Равенны принадлежит к эпохе маньеризма, творила она в основном в первой четверти XVII столетия. Ее упоминал Вазари в хрестоматийном «Жизнеописании знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Артемизия Джентилески, работавшая в первой половине XVII века, была караваджисткой и первой женщиной, избранной в члены Академии живописного искусства во Флоренции.
Художница конца XVII века Луиза Холландина Паллатинатская была дочерью короля Богемии, приняла католицизм и монашество, стала аббатисой. Писала барочные портреты. А вот британка Мэри Бил считается одним из лучших портретистов Англии XVII столетия и первой в истории страны профессиональной художницей.
Более известна в истории искусств венецианская портретистка и миниатюристка Розальба Карьера. Ее считают одним из главных представителей стиля рококо в романских странах. К концу жизни (умерла в 1757 году) потеряла зрение.
Немецкая художница третьей четверти XVIII века Мария Антония Вальпургия Симфороза была урожденной принцессой Баварской и курфюрстиной Саксонской. Однако безусловное влияние на историю мирового искусства оказала другая немка — Ангелика Кауфман (1741-1807 гг.). Писать картины она начала с 12 лет. Жила в Англии, где обменивалась взаимными портретами с сэром Джошуа Рейнолдсом, жила в Риме, где писала портрет Гете. Была членом всевозможных Академий художеств. Весьма популярна была в России: гравюры с ее работ делал Г.Скородумов и Мария Федоровна, жена Павла I.
Далее череда француженок, среди которых выделяется приятная и известная русскому глазу портретистка Мари Элизабет Виже-Лебрен. Она прожила почти век (1755-1842 гг.), много путешествовала, была членом почти всех европейских академий, в том числе Петербургской. В России она провела шесть лет на рубеже веков и оставила здесь много портретов. Думаю продолжить рассказ о женщинах-художницах.