Первый среди равных
Казахстан — страна с быстрорастущей экономикой, претендующая на статус очередного "азиатского тигра". В отличие от других "тигров", основа благополучия Казахстана — это огромные углеводородные ресурсы, но власти этой страны проводят курс на индустриализацию и развитие новых отраслей, не зависящих от конъюнктуры на рынках нефти и газа
На этой неделе главы государств—членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) встретятся в Астане, чтобы обсудить проект решения Высшего евразийского экономического совета "Об основных ориентирах макроэкономической политики государств—членов Евразийского экономического союза на 2016-2017 годы". Главной темой переговоров станет возможность диверсификации экономики за счет развития обрабатывающих отраслей.
Нефтяная основа экономики
Полтора года существования ЕАЭС и почти шесть лет Таможенного союза позволяют подвести некоторые предварительные итоги. Министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая говорит, что на сегодняшний день союз является полноценным субъектом международного права, за время существования подписавшим более 20 меморандумов с международными организациями, в том числе входящими в систему ООН. Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян убежден, что "развитие интеграции на региональном и межрегиональном уровнях — реальный тренд современных мировых экономических процессов". По его словам, союз сформировался как привлекательный международный проект, интерес к сотрудничеству с которым уже проявили около 40 государств.
Так, к примеру, только на прошлой неделе на встрече президента РФ Владимира Путин с премьер-министром Сингапура Ли Сянь Луном в Сочи обсуждался вопрос о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Сингапуром. Незадолго до этого, в апреле, начались переговоры о создании ЗСТ с Таиландом. Год назад страны ЕАЭС договорились о свободной торговле с Вьетнамом — соглашение предполагает обнуление пошлин почти на 90% товаров в течение десяти лет, что позволит увеличить товарооборот более чем в два раза.
Сейчас перед странами ЕАЭС стоят схожие задачи: в условиях санкций со стороны Европы и Америки в отношении России и падения цены на углеводороды все актуальнее становится диверсификация экономик. Разговоры об этом не прекращаются уже много лет, но фактически сделано в этом направлении было крайне мало.
Из-за падения цены нефти правительство Казахстана снизило свой прогноз по экономическому росту в 2016 году с 2,1% до 0,5%
Роль экспорта энергоресурсов в экономиках России и Казахстана остается крайне высокой. Так, текущий прогноз Минэкономики России, основанный на среднегодовой цене $40 за баррель, предполагает спад ВВП в 2016 году на 0,2%. Министр экономического развития России Алексей Улюкаев на днях высказал осторожное предположение, что рост ВВП все же может возникнуть, но исключительно за счет колебаний цены на черное золото. В Республике Казахстан (РК) ситуация похожая. Экс-министр национальной экономики Ерболат Досаев говорил, что из-за падения цены нефти правительство Казахстана снизило свой прогноз по экономическому росту в 2016 году с 2,1% до 0,5%. Впрочем, в Казахстане даже при цене $30 за баррель экономика будет показывать рост. Отметим, с 2010 года доля нефтегазового сектора в ВВП Казахстана достигла пика 28,3% и начала снижаться. Сейчас она составляет 25%.
Именно в 2010 году правительство Казахстана приняло решение о переходе от сырьевой экономики к развитию обрабатывающего сектора. В результате индекс физического объема (ИФО) производства обрабатывающей промышленности именно в РК растет год от года, демонстрируя лучшие показатели в ЕАЭС. Сейчас экономика дает на четверть больше продукции обрабатывающей промышленности, чем в 2008 году (124,4%). Для сравнения, обрабатывающая промышленность Республики Беларусь (РБ), пройдя в 2012 году свой пик (128% к 2008 году), начала снижать обороты (в 2015 году 113% к точке отсчета). В России ИФО в 2014 году составлял 109,2% (к показателям 2008 года), а в 2015-м снизился до 103,3%.
Схожая динамика и у показателей ВВП. Ожидаемого удвоения в России не случилось: по итогам 2015 года этот показатель составляет всего лишь 102% к 2008-му. Гораздо лучше динамика в Белоруссии — 114,1% и Казахстане — 137,1% к 2008 году.
Еду в Казахстан
При общем совпадении подходов к повышению конкурентоспособности обрабатывающей промышленности у стран--участниц ЕАЭС были значимые различия в стартовых позициях. На 2011 год структура национальных экономик выглядела следующим образом: развитый топливно-энергетический комплекс в России и Казахстане, доминирующий в структуре их экспорта, в отличие от Белоруссии, с одной стороны, низкий изначальный удельный вес обрабатывающей промышленности в структуре национальной экономики Казахстана (10,6% против 11,4% и 28,1% в России и Белоруссии соответственно).
В конце прошлого года в РФ принят закон "О промышленной политике в Российской Федерации", который, согласно задумке разработчиков, должен систематизировать меры стимулирования промышленной деятельности. Эта политика, согласно закону, подразумевает стабильное и инновационное развитие промышленности, достижение и поддержание высокой конкурентоспособности национальной экономики, решение на этой основе социальных задач государства и обеспечение национальной безопасности России.
Казахстан вышел на первое место в ЕАЭС по производительности труда
Отметим, что в Казахстане подобный нормативный акт был принят пятью годами ранее. В 2010 году по инициативе президента республики Нурсултана Назарбаева принимается государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы (ГПФИИР).
В результате Казахстан вышел на первое место в ЕАЭС по производительности труда в экономике в целом и в обрабатывающем секторе в частности. Если в 2010 году производительность российской обрабатывающей промышленности отставала от казахстанской на $11,2 тыс. на человека (18,4 против 29,6), то по итогам 2014-го (год завершения первой пятилетки в Казахстане) отрыв составил уже $19,5 тыс. на человека (23,1 против 42,6).
2015 год, конечно же, внес свои коррективы (в августе национальная валюта Казахстана была девальвирована), но в любом случае разрыв по производительности в обрабатывающем секторе остается значительным.
Экономика Казахстана продолжает наращивать свою эффективность во многом благодаря целенаправленной поддержке модернизации действующих и появлению новых современных производств в ходе первой индустриальной пятилетки.
Вторая индустриальная пятилетка Казахстана (она идет сейчас) наряду с общей поддержкой всей обрабатывающей промышленности предусматривает работу с шестью приоритетными отраслями, в которых предполагается завершить так называемую базовую индустриализацию: это металлургия, химия, нефтехимия, машиностроение, производство строительных материалов, пищевая промышленность. Сейчас по поручению главы государства проводится актуализация программы, с тем чтобы выявить наиболее перспективные направления, которым будут предоставлены дополнительные меры поддержки.
Правительство Казахстана приняло решение сместить акценты с импортозамещения на поддержку предприятий несырьевого сектора, которые выходят на экспорт. По мнению чиновников, достаточный объем импортозамещения уже проведен на начальном этапе индустриализации и теперь поддержка отечественных товаропроизводителей "любой ценой" становится тормозом повышения конкурентоспособности.
Еще один интересный момент в новой программе — это расширение применения механизма финансирования проектов не напрямую, а через коммерческие банки, чтобы минимизировать злоупотребления. Банкиры сами отбирают проекты, которые они будут финансировать. За счет бюджетных средств снижается процентная ставка для производителей. Впрочем, следует признать, что ставка все равно остается крайне высокой.
Помимо необходимости повысить доступность финансирования для обрабатывающего сектора, в Казахстане пытаются решить проблему развития конкурентного рынка через политику разгосударствления экономики.
На этапе становления значительная часть предприятий имела государственную долю. Сейчас поставлена задача широкой приватизации. Крупные государственные объекты будут продаваться через IPO. Опыт "азиатских тигров", место среди которых планирует занять Казахстан, показывает, что именно так выстраивается мощная конкурентная экономика. В этом плане казахи со здравым скепсисом смотрят на то, что делают белорусы, у которых львиную долю в экономике занимают госпредприятия, считая такой подход неэффективным и неспособным к выживанию в долгосрочной перспективе.
С момента начала реализации программы индустриализации в страну пришли около 30 крупных инвесторов: General Electric, Toyota Motor, Chevron, Total, Airbus Group, BASF, Hyundai Motor и другие.
Для закрепления полученного эффекта в прошлом году было принято несколько программных документов: пять институциональных реформ и госпрограмма по индустриально-инновационному развитию (ГПИИР) на 2015-2019 годы. В этих документах Нурсултан Назарбаев предлагает "нестандартный и сильный ответ на глобальные вызовы государственности". Фактически объявлено о четырех направлениях либерализации в экономике: формирование современного государственного аппарата — поступление на службу с низовых постов, оплата по результатам, система регулярного обучения, усиление борьбы с коррупцией; обеспечение верховенства закона — переход к трехуровневой судебной системе, усиление подотчетности судей, создание международного арбитражного центра AIFC (по примеру ОАЭ), нулевая терпимость к мелким правонарушениям; индустриализация и экономический рост — введение в рыночный оборот земель сельхозназначения, упрощение процедуры легализации имущества, интеграция таможенной и налоговой систем, развитие частной медицины и введение обязательного медстрахования, либерализация трудовых отношений; транспарентное подотчетное государство — сокращение количества государственных программ, онлайн-доступности статистических баз данных центральных государственных органов, усиление роли общественных советов.
Судя по этим решениям, руководство Казахстана ориентируется на стандарты развития таких стран, как Южная Корея, Сингапур и Объединенные Арабские Эмираты. Программа ГПИИР, или, как ее называют, "вторая пятилетка", предполагает переход от государственных к частным инициативам, создание базовой индустрии и экспортную ориентированность. Задачи амбициозные — занять к 2050 году достойное место в высокотехнологичных секторах экономики и попасть в тридцатку крупнейших экономик мира. В ближайшей перспективе республика рассчитывает стать инвестиционным хабом, в том числе для инвесторов из Турции и Китая.
Очевидно, что привлечение капиталов в страну — комплексная задача, поэтому казахстанское Министерство по инвестициям и развитию курирует сразу несколько направлений: индустриализацию, сферу IT, собственно инвестиции, транспорт и логистику. Предполагается, что развитие этих отраслей должно показать бизнесу, что именно в эту страну нужно вкладывать деньги.
Инвестиционная гавань
Конечно, снижая налоги, создавая максимально благоприятные условия бизнесу, Казахстан снижает финансирование социальной сферы. Но государство, как считают в РК, не должно заниматься ни больницами, ни дорогами, ни школами — все это планируется отдать на откуп предпринимателям. Социальная функция последних состоит в том, чтобы формировать новые высокотехнологичные, хорошо оплачиваемые рабочие места. ГПФИИР позволила создать более 100 тыс. мест. То есть связка "инвестиции и технологии--качественные рабочие места" неразрывна.
Для сравнения, в России в 2014 году был утвержден план мероприятий по повышению производительности труда и созданию высокопроизводительных рабочих мест до 2018 года, включающий семь направлений по модернизации рабочих мест. В Белоруссии, в свою очередь, еще в 2010 году стартовала госпрограмма "Миллион новых рабочих мест для Беларуси". Источниками новых рабочих мест должны стать индивидуальные предприниматели, малый бизнес, иностранные инвесторы и прошедшие модернизацию госпредприятия.
В РК инвесторы на десять лет освобождены от уплаты таможенных пошлин на импорт оборудования, сырья и материалов, а также корпоративного подоходного и земельного налогов
В Казахстане сейчас самый низкий налог на добавленную стоимость (НДС) — 12%, тогда как в России он составляет 18%, а в Белоруссии — 20%. Аналогичная ситуация и с налогом на доходы физлиц: в Казахстане он составляет 10% против 13% в России и Белоруссии. А ведь налоговые послабления — один из важнейших факторов, привлекающих потенциального инвестора, считающего собственные деньги. Это, кстати, хорошо понимают белорусы, устанавливающие нулевые ставки по целому списку пунктов — это практически вся деятельность в средних и малых городских поселениях, а также в сельской местности. Освобождаются от трех налогов и двух госпошлин инвестпроекты на стадии реализации, почти ничего не платят парк высоких технологий и индустриальный парк, возведенный совместно с Китаем.
В РК инвесторы освобождены от уплаты таможенных пошлин на импорт оборудования, сырья и материалов, а также корпоративного подоходного и земельного налогов сроком на десять лет, налога на имущество — сроком на восемь лет. Государство компенсирует до 30% капитальных затрат после ввода объекта в эксплуатацию (инвестиционная субсидия). Более того, инвесторам дается право на привлечение иностранной рабочей силы на весь период реализации инвестиционного проекта и один год после ввода объекта в эксплуатацию вне квоты и без разрешений.
А вот по количеству свободных экономических зон (СЭЗ) Россия лидирует — здесь их 25, тогда как в Казахстане — десять, а в Белоруссии — шесть. Правда, казахи формируют инфраструктуру еще для восьми СЭЗ, которые должны открыться в ближайшее время. Добавим, что для казахских СЭЗ действуют нулевые ставки практически по всем видам налогов.
Для сравнения, Белоруссия сохраняет в СЭЗ НДС 50% от базового, а в РФ компании выплачивают помимо НДС еще и все страховые взносы на фонд оплаты труда.
Казахстан сохраняет лидерство по показателю привлеченных инвестиций (ПИИ) в пересчете на душу населения. В 2014 году в РК было привлечено $576 чистых ПИИ на душу населения, что в три раза больше, чем в РФ ($193), и в четыре раза больше, чем в Белоруссии ($147). За пять лет программы индустриализации Казахстана в обрабатывающий сектор привлечено валовых прямых иностранных инвестиций в 2,9 раза больше, чем за годы независимости, или 70% всех привлеченных валовых прямых иностранных инвестиций. Согласно исследованию Всемирного экономического форума "Глобальный индекс конкурентоспособности--2016", Казахстан, находясь на 42-й позиции, более конкурентоспособен, чем РФ, занимающая 45-е место.
Так, согласно исследованию Всемирного банка "Ведение бизнеса--2016", Казахстан опережает своих соседей, занимая 41-е место из 189, тогда как РБ находится на 44-м месте, а РФ — на 51-м. Однако, следует признать, что РК не всегда занимал передовую позицию. В прошлом году первой была РБ с 43-м местом, потом РК (53-е) и РФ (54-е). РК опережает своих соседей по таким направлениям рейтинга "Ведение бизнеса", как защита миноритарных инвесторов (25-я позиция, РБ — 57-я, РФ — 66-я) и уплата налогов (РК занимает 18-е место в мире, РБ — 63-е, РФ — 47-е). Таким образом видно, что при открытии бизнеса в Казахстане потенциальный предприниматель будет платить существенно меньше налогов, будет более защищен и в случае банкротства потратит меньше ресурсов и времени на ликвидацию предприятия, чем в России и Белоруссии.
Связь на высоком уровне
В Казахстане активно развивается сфера телекоммуникационных технологий. Уровень развития отрасли IT и оценка его влияния на конкурентоспособность государства определяются индексом сетевой готовности, согласно которому Казахстан находится на 38-м месте в списке из 148 государств по уровню информатизации.
В стране разрабатывается проект государственной программы "Цифровой Казахстан". Уже к 2020 году по госпрограмме Казахстан рассчитывает довести количество электронных платежей до 30%, обеспечить доступом в интернет 70% населения, повысить уровень цифровой грамотности населения до 85%, а это, прямо скажем, неплохая динамика.
Казахстан также развивает электронное правительство. С момента запуска проекта в электронную форму переведено более 760 государственных услуг, сервисов и платежей, количество зарегистрированных пользователей достигло более 5 млн человек, оказано более 130 млн услуг. Через четыре года планируется, что половина услуг будет доступна в электронной форме.
Запланировано, что в стране будут три "умных города" (smart cities): Астана, Алматы и Южно-Казахстанская область, где будут работать цифровое образование, здравоохранение, дистанционная занятость и т. д. В апреле этого года автономный кластерный фонд "Парк инновационных технологий" совместно с международной консалтинговой компанией McKinsey подписал соглашение об открытии в Алматы Центра компетенций горно-металлургического комплекса (КМГ), в проекте участвует и компания Google.