Моногородам добавят управления
В Кировской области создано агентство по развитию монотерриторий
В Кировской области для развития моногородов создается отдельная структура. Профильное агентство планирует привлекать инвестиции в экономику таких муниципалитетов и помогать местным администрациям создавать стратегические документы. В перспективе до 2020 года регион планирует привлечь почти 7 млрд руб. в экономику моногородов и создать более 3 тыс. рабочих мест. Эксперты говорят, что создание профильного института необходимо, если он действительно может изменить ситуацию, а не только содействует привлечению федеральных средств.
Губернатор Кировской области Никита Белых подписал распоряжение о создании областного ГКУ «Агентство по развитию моногородов Кировской области». По данным пресс-службы регионального правительства, его учредителем выступило областное министерство развития предпринимательства, торговли и внешних связей. В задачи новой структуры из 16 человек входит создание благоприятного инвестиционного климата монотерриторий региона, содействие муниципалитетам в разработке документов стратегического планирования, а также проведение мероприятий для привлечения инвестиций. Предполагается, что агентство будет координировать взаимодействие инвесторов с банками, институтами развития и господдержки предпринимательства, а также работу по привлечению резидентов в зоны промпарков. Кроме того, новое ГКУ займется вовлечением субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленное производство.
В минэкономразвития Кировской области „Ъ“ пояснили, что агентство было создано в рамках генерального соглашения с российским НКО «Фонд развития моногородов», подписанного в мае 2015 года. Решение сформировать отдельную структуру принято, поскольку у министерства появился большой объем работы, связанный с взаимодействием с множеством различных структур по вопросам развития монотерриторий.
В Кировской области 11 моногородов: Красные Поляны, Уржум, Омутнинск, Стрижи, Кирово-Чепецк, Кирс, Демьяново, Луза, Вятские Поляны, Мурыгино, Белая Холуница. Последние четыре по состоянию на апрель 2015 года находились в списке моногородов правительства РФ с наиболее тяжелым социально-экономическим положением. В декабре 2015 года губернатор Кировской области Никита Белых утвердил перечень из 62 инвестиционных проектов, которые планируется реализовать в моногородах: 22 проекта планируется реализовать в Лузе, 14 — в Белой Холунице, девять — в Вятских Полянах, восемь — в Кирсе, пять — в Уржуме, по одному в Мурыгино, Демьянове, Омутнинске и Стрижах. В частности, в Лузе планируется построить завод по производству клееного бруса, в Вятских Полянах наладить производство полуфабрикатов из стальной заготовки, в Уржуме — завод по переработке молока. В Белой Холунице создается индустриальный парк, где уже работает 10 резидентов и еще одним может стать Западно-Уральский машиностроительный концерн (ЗУМК, Пермь). Компания планирует построить производство мини-погрузчиков на бывших площадях Белохолуницкого машиностроительного завода. Кроме того, областное минэкономразвития готовит заявки на организацию в Белой Холунице, Лузе и Вятских Полянах территорий опережающего развития. К 2020 году в реализацию проектов монотерриторий региональные власти планируют привлечь 6,9 млрд руб. и создать более 3 тыс. рабочих мест. В конце 2015 года чиновники говорили о том, что объем привлеченных средств составляет 1,6 млрд руб. Финансирование из Фонда развития моногородов — по 250,76 млн руб. на строительство и реконструкцию инфраструктуры — выделено пока только Лузе и Белой Холунице.
Руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отмечает, что создание отдельной структуры, которая будет заниматься моногородами, необходимо, если она действительно сможет изменить социально-экономическую ситуацию в них. «Если же институт создается, потому что нет другого способа привлечь федеральное финансирование, то результата это не даст — деньги будут просто переложены из одного бюджета в другой. Если мы говорим о развитии моногородов, то речь идет о больших объемах долгосрочных инвестиций, которые необходимо вкладывать в производство. Но результат будет замечен только через несколько лет», — говорит господин Журавлев. Положение кировских моногородов, по словам эксперта, в текущей экономической ситуации осложняет удаленность региона от основных транспортных магистралей.