Научный подход
О выставке «Van Cleef & Arpels: Искусство и наука драгоценных камней»
В конце апреля в сингапурском Музее науки и искусства открылась необычная экспозиция «Van Cleef & Arpels: Искусство и наука драгоценных камней». Необычной ее сделала сама концепция музея, всегда стремящегося найти связи между искусством, наукой, культурой и технологией. И к ювелирному искусству Van Cleef & Arpels подошли так же, решив проследить весь путь от рождения минерала в недрах земли до его появления в готовом украшении.
«Сингапурский Музей науки и искусства обратился к нам примерно полтора года назад с идеей взглянуть на ювелирные украшения с художественной и научной точек зрения,— говорит президент Van Cleef & Arpels Никола Бо.— Раньше наши выставки были больше сосредоточены на истории, но на этот раз мы предпочли другой ракурс. Часть экспозиции рассказывает об эволюции стиля Van Cleef & Arpels, часть — о минералах. Она сделана совместно с парижским Национальным музеем естественной истории, который предоставил для выставки немало интересных камней из своей коллекции. Конечно, на нашей выставке мы покажем, например, кристаллы аметиста рядом с украшениями с аметистами, но будут и другие, не столь очевидные параллели».
Связь камня и украшения кажется явной. Но раньше ювелирные выставки предпочитали другие параллели: популярен был исторический жанр (от истории самой фирмы до ее места в мировой истории), экспозиции, посвященные одной из знаковых тем в творчестве ювелирного дома или его великим клиентам. У самой Van Cleef & Arpels в последние годы было несколько таких масштабных исторических экспозиций: «Создание стиля. Украшения Van Cleef & Arpels» в Музее дизайна Купера-Хьюитта, «Van Cleef & Arpels. Искусство создавать украшения» в парижском Музее декоративного искусства или «В поисках красоты. Искусство Van Cleef & Arpels» в калифорнийском Музее Бауэрс.
Основа любой такой экспозиции — музейная коллекция ювелирного дома (так, например, в парижском Музее декоративного искусства было выставлено 70% украшений из собрания дома и лишь 30% — из частных коллекций). Ныне коллекция столь велика и разнообразна, что позволяет делать совершенно разные выставки. Меж тем структуризация архивов и постоянное пополнение музея дома началось только в 2000-х. Как рассказывает историк Van Cleef & Arpels Катрин Кариу, до 2000 года, когда она пришла работать в ювелирный дом, «были архивы, но не систематизированные, просто куча бумаг, хранившихся кое-как. Плюс около двухсот изделий, разбросанных по всему миру, повсюду, где есть Van Cleef & Arpels. Лет шесть-семь ушло только на то, чтобы все структурировать и объединить в одном месте, ведь это сейчас в отделе три сотрудника, а тогда я работала одна. Правда, мне повезло: марка только что была приобретена Richemont Group и мне удалось многое узнать у членов семьи, несколько поколений ею владевшей». Сейчас в коллекции предметов в четыре раза больше, каждый из них изучен и отреставрирован.
На сингапурской выставке более четырехсот украшений, большая часть которых — из музейной коллекции дома. Бесспорно, главный экспонат — брошь-подвеска «Птица» — как нельзя лучше объединяет геммологию с ювелирным искусством. Это трансформирующаяся в подвеску брошь в виде птицы из золота с изумрудами, сапфиром, желтыми и белыми бриллиантами, созданная в 1971–72 годах. В клюве птица держит уникальный желтый бриллиант огранки бриолет весом в 96,62 карата. Имя этого камня — Walska, по фамилии первой его обладательницы, оперной певицы Ганны Вальской, которая в 1930-х годах носила бриллиант в подвеске. В 1971 году камень был выставлен на торги Sotheby`s и приобретен частным коллекционером из Америки. Новый владелец камня обратился к Van Cleef & Arpels c заказом на брошь. Он хотел подарить своей жене украшение к рождению сына. В 2013 году брошь появилась на Sotheby`s. Лот 373 — а именно такой номер она получила на тех торгах — был продан за £6 593 330, поставив новый аукционный рекорд на украшения Van Cleef & Arpels.
Среди других знаковых предметов в экспозиции — колье Zip 1954 года. Идею колье-молнии, трансформирующейся в браслет, подсказала тогдашнему артистическому директору дома Рене Пюиссан герцогиня Виндзорская. Идея появилась еще в 1930-е, но сложность конструкции оттянула ее создание на двадцать лет — только в 1950-е техническое решение было найдено. Колье-молния 1954 года из платины и золота с бриллиантами и рубинами — одна из первых созданных Zip. Драгоценная молния с тех пор стала фирменным для Van Cleef & Arpels украшением, многократно переиздавалась в новом дизайне и встречается в современных коллекциях haute joaillerie.
Четыреста экспонатов выставки рассказывают и историю эволюции стиля ювелирного дома. Есть здесь и предметы ар-деко (самый интересный из них — браслет из платины с бриллиантами 1925 года), и очень редкие и ценимые знатоками и коллекционерами украшения в египетском стиле, который увлек дизайнеров дома в 1920–30-х (один из шедевров на выставке — браслет в египетском стиле 1924 года из платины с сапфирами, рубинами, изумрудами, ониксом и бриллиантами), и знаменитые минодьеры — драгоценные несессеры, придуманные в Van Cleef & Arpels в 1930-е годы. Здесь можно увидеть интереснейший экземпляр 1938 года — золотой с рубинами минодьер The Wild Rose с футляром для пудры, двумя таблетницами, крышки которых декорированы рубинами в фирменной технике «невидимой закрепки», футляром для помады, зажигалкой, расческой и миниатюрным блокнотиком (для записи обещанных на балу кавалерам танцев). Также минодьер оснащен встроенными часами. Застежка минодьера в виде цветка шиповника снимается — ее можно носить как брошь.
И это не единственное украшение на флористическую тему на выставке. Ей здесь посвятили отдельную главу. Среди самых оригинальных цветов на выставке — брошь «Букет» 1940 года из золота с сапфирами, рубинами и бриллиантами и одно из так называемых украшений Passe-Partout. Технология гибкой змееобразной цепи, удлиняющейся и укорачивающейся при помощи особой системы, была запатентована домом в 1938 году. Она позволяет украшениям трансформироваться из чокера в длинное колье, из браслета в ремень на талию. Сами декоративные элементы в таких украшениях нередко отстегивались и их можно было носить как броши или даже серьги. Украшение Passe-Partout 1939 года с мотивом цветков, представленное на выставке, можно носить как колье, браслет или ремень, а декоративные элементы в виде цветков — отстегивать и носить как броши.
Самые знаменитые броши Van Cleef & Arpels — броши-танцовщицы — также представлены на выставке. Впервые появились они в 1940-х, создавать их начало американское подразделение фирмы, и в экспозиции представлен один из первых образцов — брошь Spanish Ballerina 1941 года из платины и золота с рубинами, изумрудами и бриллиантами. В этом раннем примере броши-балерины уже заключено главное — то, что сделает их предметом охоты коллекционеров и важной главой истории ювелирного искусства: легкость позы и ощущение остановленного момента, балерина словно бы замерла в па на секунду и сейчас танец продолжится.
Лучшие камни — а выставка все же геммологическая — способны позволить себе немногие, а оттого без линии великих клиентов дома на выставке тоже не обошлось. Van Cleef & Arpels есть о ком рассказать: среди знаменитых заказчиков и покупателей такие звезды как Элизабет Тейлор или Мария Каллас, индийские махараджи, европейская аристократия и наследницы огромных состояний.
Среди самых интересных экспонатов этой части выставки брошь «Пион» 1937 года, ранее принадлежавшая египетской принцессе Фаизе. Украшение это примечательно и дизайном, и сложными техниками, и, конечно, камнями. Бриллианты в этом украшении (общий вес 30 карат) соседствуют с бирманскими рубинами великолепного насыщенно-красного цвета (100 карат): лепестки инкрустированы 640 рубинами в «невидимой закрепке», а сердцевина сделана из шести рубинов овальной формы.
Минералы, представленные в экспозиции, впечатляют не меньше. Парижский Национальный музей естественной истории, приглашенный к участию в проекте школой Van Cleef & Arpels, отобрал для экспозиции интереснейшие экспонаты из своей коллекции. Среди них такие раритеты как старейшие метеориты и бриллианты, самый большой из найденных в Альпах кристаллов кварца весом в 800 килограммов или один из крупнейших голубых топазов мира (найденный в Бразилии в 1999 году кристалл весом в 21 560 карат). Есть здесь и ляпис-лазурь из Месопотамии, и камни из драгоценностей Французской короны — они вообще впервые выставляются в Азии.
Но это не просто набор диковинок: выставка интересно и понятно рассказывает о формировании кристаллов, об условиях высокого давления и температуры, необходимых для этого, о вынесении камней на поверхность Земли и их транспортировке по этой поверхности. О пути длиной в миллионы лет, который проходит камень, прежде чем оказаться в готовом украшении. Надо ли говорить, что, пройдя этот путь через несколько залов выставки, ювелирные украшения начинаешь ценить особенно.
Выставка открыта до 14 августа.
"Стиль. Украшения". Приложение №19 от 24.05.2016