СКР счел убийство в Сирии за убийство
Смерть сбитого турками летчика из Липецка стала уголовным делом
Вчера стало известно о том, что Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело по факту убийства боевиками в Сирии пилота Су-24М Героя России Олега Пешкова. Ранее комитет отказывал в этом главной военной прокуратуре, ссылаясь в том числе на то, что убийство летчика из Липецка необходимо рассматривать в контексте действий турецких военных, сбивших российский бомбардировщик. А это преступление относится уже к компетенции Международного уголовного суда в Гааге.
По данным „Ъ“, уголовное дело по факту гибели Олега Пешкова следователь главного следственного управления (ГСУ) СКР квалифицировал по п. «б» и п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство лица в связи с осуществлением им служебной деятельности, совершенное группой лиц по предварительному сговору). Отметим, что по тем же пунктам ГСУ СКР расследовалось дело об убийстве обозревателя «Общей газеты» Анны Политковской, завершившееся вынесением приговора с двумя пожизненными заключениями. Такие же сроки теперь грозят и убийцам пилота Пешкова, посмертно удостоенного звания Героя России.
Самолет, в котором находился господин Пешков, был сбит истребителем F-16 турецких ВВС 24 ноября прошлого года в районе турецко-сирийской границы. Пилоту удалось катапультироваться, но во время спуска на парашюте он попал под огонь из автоматов. Раненого летчика уже на земле добили боевики, предположительно относящиеся к турецкой радикальной группировке «Серые волки». Во всяком случае, ответственность за происшедшее взял на себя один из ее командиров Альпарслан Челик.
Сразу после инцидента военной полицией было проведено дознание по факту гибели пилота, а прокурорами, служащими на российской военной базе в Сирии, — соответствующая проверка и даже судебно-медицинские исследования, которые позволили установить, как именно погиб господин Пешков. Все эти материалы затем поступили в главную военную прокуратуру (ГВП), которая сочла, что есть основания для возбуждения уголовного дела по факту убийства летчика. Передавая документы в Главное военное следственное управление (ГВСУ) СКР, надзорщики указали, что ст. 12 УК РФ позволяет проводить расследование в отношении иностранных граждан, совершивших преступление за границей против гражданина РФ.
Однако ГВСУ СКР вынесло так называемый отказной материал. По данным источников в ГВП, в нем сообщалось, что расследовать убийство пилота необходимо вместе с другим преступлением — атакой на его самолет. Последняя же относится уже к компетенции не российского следствия, а Международного уголовного суда в Гааге, для которого СКР уже готовит материалы. Кроме того, в комитете отметили, что само преступление предположительно было совершено вооруженными гражданскими лицами, а за их уголовное преследование отвечает гражданское же следствие.
ГВП, не согласившись с постановлением следователя, обжаловала его действия вначале у руководства ГВСУ СКР, а потом обратилось и в центральный аппарат всего следственного комитета. Именно там в итоге и было принято решение о начале официального расследования.
В СКР вчера воздержались от комментариев, однако, по данным источников „Ъ“, пока дело расследуется в отношении неустановленных лиц. Установить их следствие планирует, в том числе направив через Генпрокуратуру ряд запросов об оказании правовой помощи в Сирию и Турцию. При этом собеседник „Ъ“ сказал, что дело вряд ли будет иметь судебной перспективы — убийц пилота, если их удастся найти, скорее накажут спецслужбы.