10 фильмов Каннского фестиваля

«В тихом омуте», «Это всего лишь конец света», «Она» и другие самые ожидаемые ленты

11 мая начинается Каннский кинофестиваль. Накануне открытия Андрей Плахов выбрал 10 самых ожидаемых фильмов программы

конкурс

Это всего лишь конец света

режиссер Ксавье Долан

Его принято называть вундеркиндом из Квебека: он появился в Канне двадцатилетним и тут же покорил главный фестиваль мира фильмом "Я убил свою маму". Теперь Долану 27 (столько было Эйзенштейну, когда он снял "Броненосца"), и он в пятый раз возвращается на Лазурный берег с очередной картиной. Темы новейшего опуса — смерть в расцвете молодости, творчество, семья и разлука, в роли больного писателя — Гаспар Ульель, в других — Леа Сейду, Марион Котийяр, Венсан Кассель, другими словами, цвет актуального актерства Франции, а его ветеранов представляет Натали Бай, работавшая с Трюффо и Годаром. Это первый проект режиссера, осуществленный на базе французской киноиндустрии, а следующий будет еще более звездным и, как несложно догадаться, англоязычным.


В тихом омуте

режиссер Брюно Дюмон

В отличие от Долана, Дюмон — настоящий ветеран Каннского фестиваля, однако и он еще не так давно считался молодым радикалом, реформатором киноязыка (вспомним фильм "Человечность", взорвавший Канн в 1999-м). Правда, Дюмон сменил жанровую палитру: делает и сериалы ("Малыш Кенкен"), и вот теперь — эксцентрическую костюмную комедию. Или пародию на нее — поскольку в сюжете из провинциальной жизни "бель эпок" с примесью мистики и детектива, кажется, фигурируют каннибалы. Еще один отход от принципов раннего творчества — Дюмон меняет непрофессиональных или региональных исполнителей на национальных звезд. В фильме снимаются Фабрис Лукини, Валерия Бруни-Тедески и вот уже во второй раз (после "Камиллы Клодель, 1915") Жюльетт Бинош, которая отчаянно пытается экспериментировать с хорошими режиссерами, чтобы отделаться от прилипших банальных амплуа.


Фото: Photo R. Arpajou © 3B

Сьерра Невада

режиссер Кристи Пую

И окончательное название, и по большому счету содержание новой картины Пую остаются загадками, ведь едва ли что можно понять по аннотации: "Успешный невропатолог приезжает на семейный ужин, чтобы почтить память недавно умершего отца". Впрочем, таковы все фильмы Пую, начиная с потрясшей Каннский фестиваль 2005 года "Смерти господина Лазареску". Спустя два года Золотую пальмовую ветвь увез Кристиан Мунджу, другой лидер румынской "волны", после чего всерьез заговорили о великом румынском кино XXI века. И вот произошло невероятное: в каннском конкурсе, куда в этом году не смогли пробиться Китай (вместе с Гонконгом и Тайванем), Италия, великая Сербия (в лице Кустурицы) и Россия, присутствуют целых два румынских фильма — два на всю Восточную Европу. Как не вспомнить негодующее восклицание матери моего университетского сокурсника, которая застала нас у него дома за телепросмотром: "В моем доме — румынский фильм!" Впрочем, это было достаточно давно.


Она

режиссер Пол Верхувен

Один из немногих каннских конкурсных фильмов, которые уже успели отсмотреть некоторые французские кинокритики, хвалят во весь голос. Хотя предприятие довольно рискованное: Верхувен не снял ничего за 10 лет (со времен перехваленной "Черной книги"), если не считать примитивного телепроекта "Одураченный". Его уже как-то списали в историю кино, но тут возникла идея экранизации романа Филиппа Джиана в жанре эротического триллера, и все вспомнили, что Верхувен некогда открыл и оскандалил Каннский фестиваль "Основным инстинктом". Кстати, именно Шарон Стоун собиралась сниматься и в новом фильме, потом ей чуть не предпочли Николь Кидман, но в итоге роль изнасилованной пожилой бизнес-леди сыграла Изабель Юппер. За свою карьеру Юппер изображала извращенок и убийц, переиграла, кажется, все варианты сексуальных переживаний — и по отношению к сыну и даже к внуку; и вот теперь она доросла до роли жертвы.


Джульетта

режиссер Педро Альмодовар

Про новый фильм Альмодовара мало что известно — разве то, что героиню играют две актрисы: Адриана Угарте изображает Джульетту в юности, Эмма Суарес — в возрасте матери восемнадцатилетней дочери. Дочь сбегает из дому, мать чувствует себя виноватой. Все о моей дочери, все о моей матери. Знакомые мотивы, знакомая надежда Альмодовара наконец получить давно заслуженную Золотую пальмовую ветвь. Именно в этот момент своей карьеры позавчерашний хулиган на высоких каблуках, а ныне маститый кинематографист пенсионного возраста попадает в эпицентр офшорного скандала — но дискомфортная тема наверняка будет объявлена табу на каннской пресс-конференции по фильму.


Патерсон

режиссер Джим Джармуш

Давно уже в каннском конкурсе не делает погоду американское кино, как это бывало в лихие 1990-е. Давно уже потерял свой смысл термин "независимое". Но культ Джармуша по-прежнему жив. После компромиссных "Сломанных цветов" он вернул расположение поклонников фильмами "Предел контроля" и "Выживут только любовники". Новая лента — похоже, возвращение к истокам: урбанистические пейзажи Нью-Йорка и его окрестностей, Адам Драйвер в роли водителя автобуса, чувство неприкаянности и в то же время погруженность в местный быт. С "планеты Джармуша" в Канн прибыл еще один фильм, который представят на внеконкурсном полуночном показе. Это — "Gimme Danger", посвященный The Stooges и Игги Попу, закадычному другу режиссера.


Тони Эрдманн

режиссер Марен Аде

Женщины-режиссеры после прошлогодней французской экспансии уже не считаются в Канне "меньшинством", хоть количественно еще уступают мужчинам. В нынешнем конкурсе три работы представлены женщинами, и это уже не удивляет. Гораздо более необычным выглядит присутствие в главной программе немецкого фильма, к тому же, что совсем удивительно, снятого не Вимом Вендерсом, а Марен Аде. Она удостоена этой чести первой из фигурантов "берлинской школы", которую французы не спешат признать значимым международным явлением. Возможно, нынешний момент как раз станет переломным. Предыдущий фильм Аде "Все остальные" обладал скромным обаянием, о новом известно, что он об отце, пытающемся наладить отношения со взрослой дочерью.


спецпоказ

Балбес

режиссер Поль Веккиали

Такой актерский состав может себе позволить редкий режиссер. Но 85-летний Веккиали и есть редкий. Он снял 33 фильма, включая короткометражки и мини-сериалы, некоторые — как "Женщины, женщины" или "Анкор" — стали культовыми, особенно в гей-среде. Хотя сам Веккиали — противник авторских культов, предпочитает находиться в тени и снимать почти безбюджетное кино, приглашая в него недооцененных или забытых актеров. Но вот на склоне лет он решил снять самый личный свой фильм и собрал актрис с большими именами во главе с Катрин Денев. Помимо нее и Матье Амальрика, в "Балбесе" выступают Франсуаза Лебрюн ("Мамочка и шлюха"), Эдит Скоб ("Млечный путь") и Франсуаза Арнуль ("Дьявол и десять заповедей"). Все это обещает занятное собрание мифов и раритетов, а может, и что-то большее.


"Особый взгляд"

(М)ученик

режиссер Кирилл Серебренников

"(М)ученик" — киноверсия одного из самых громких спектаклей Серебренникова (по пьесе немца Мариуса фон Майенбурга). Первая буква названия оказалась при переводе заключена в скобки, поскольку русский язык позволяет эту неформальную игру слов. Учение и мучение идут рядом, особенно когда, как в данном случае, речь идет о религиозном фанатизме. Серебренников поражает бьющей через край энергией, которая дает и свои фестивальные плоды: его "Мертвые души" приглашены в Авиньон, "(М)ученик" отобран для Канна — а это высшая оценка. Правда, приглашен в "Особый взгляд": в главный конкурс в этом году не смогла пробиться ни одна российская картина — кажется, из сорока претендовавших.


"Двухнедельник режиссеров"

Слушая Бетховена

режиссер Гарри Бардин

Десятиминутная анимационная кинопритча о том, что свободу нельзя задавить никаким катком и она все равно прорастет сквозь асфальт. В фильме звучат "Ода к радости" и "Аллегретто" из Седьмой симфонии Бетховена: именно эта духоподъемная музыка вдохновила режиссера на создание фильма в особой анимационной технике. Это уже второй совместный проект Бардина с оркестром Владимира Спивакова: предыдущим был полнометражный мультфильм "Гадкий утенок".


Вся лента